Никто из советских композиторов не считал свою работу в кино чем-то серьёзным. Это было средство лёгкого и быстрого заработка: написать и оркестровать несколько несложных мелодий в заданном стиле не составляло для них особого труда. А на гарантированные авторские можно было жить и писать то, что представлялось действительно важным.
Парадокс заключается в том, что именно эта музыка принесла её авторам настоящую народную любовь.
Например, вот эти пять популярных киновальсов послевоенного времени (не по рейтингу, а в хронологическом порядке).
🟢 Дмитрий Шостакович. Вальс из к/фильма "Первый эшелон" (реж. Михаил Калатозов). 1955г.
Этот популярный вальс был написан к сцене колхозного праздника (фильм о покорителях целины) и несколько позже вошёл в Сюиту для эстрадного оркестра.
Распространено мнение, что был написан ещё до войны и входил в так называемую Вторую джазовую сюиту, но это не так.
По сути это стилизация под популярные садово-парковые русские вальсы.
На Западе он очень популярен под названием "Русский вальс" или "Вальс №2".
🟡Георгий Свиридов. Вальс из кинофильма "Метель" (реж. В.Басов). 1964 год.
Этот фильм хорош по всем позициям. Но до уровня шедевра его поднимает музыка Свиридова.
Сам композитор был довольно раздражён тем обстоятельством, что сверхпопулярные Вальс и Романс заслонили его настоящие шедевры.
Этот Вальс - как и вальс Шостаковича - стилизация под бальную музыку 19 века с отголосками Вальса-фантазии Глинки. При этом всё в нём оригинально и глубоко по смыслу. Это Свиридов.
🔵 Андрей Петров. Вальс из кинофильма "Берегись автомобиля"(реж. Э.Рязанов"). 1966 г.
Лёгкая ирония этого вальса идеально подходит к рязановской комедии с прекрасным актёрским дуэтом Смоктуновского и Ефремова.
🟣 Альфред Шнитке. Вальс из кинофильма "Горячий снег" (реж. Гавриил Егиазаров). 1972 год
Очень печальный, можно даже сказать, эпитафический вальс. Трагедия войны просвечивает в этой совсем простой мелодии аккордеона.
🔴 Евгений Дога. Вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь" (реж. Э.Лотяну). 1978 год.
Очень красивый вальс с бесконечно тоскливым предчувствием трагической развязки. Даже эйфоричная вторая тема звучит как будто напоследок.
В фильме под эту музыку юная дочь лесничего Оленька Скворцова танцует свой свадебный танец, обливаясь слезами.
Очень странно, что его до сих пор его иногда играют на свадьбах.