Найти тему
Андрей Сухоруков

Про лётчика и самолёт, нашедших друг друга

Этого мужика, что на фото, зовут Джеймс Эрик Сторрар (James E. Storrar), позывной «Джас» («Jas»).

Долговязый (более 6 футов ростом) здоровяк, уроженец Ормскирка, что в графстве Честер, он почти втискивался в кабины своих истребителей. В 17 лет (приписав себе год) он вступил в Королевские ВВС Великобритании, а уже в 18 принял участие в «Битве за Британию», летая на «харрикейне». И в этой битве парень стал асом. Именно с тех пор и до конца жизни, его летные куртки всегда имели подкладку из красного шелка (в память о тех днях - кровавые были денёчки...).

К лету 1946 г. Джеймс имел за спиной 25 лет жизни, 6 лет войны, 15 подтверждённых побед в качестве лётчика-истребителя, звание подполковника (Wing Commander) Королевских ВВС и должность командира 239-го истребительного авиакрыла РАФ, базировавшегося на аэродроме в г. Тревизо, на севере Италии.

Именно тогда и началась эта история.

Летом 1946г., на аэродром Тревизо приземлился Як-9М болгарских ВВС.

Як-9М (бортовой "39") ВВС Болгарии, оказавшийся в Тревизо.
Як-9М (бортовой "39") ВВС Болгарии, оказавшийся в Тревизо.

На Западе принята версия, что летчик Александров «выбрал свободу», а говоря проще перебежал, но сам Сторрар говорил, что летчик просто потерял ориентировку, вылетев из Югославии. Впрочем, к нашей истории это прямого отношения не имеет.

Главное было то, что Правительство Великобритании возвращать «як» обратно в Болгарию отказалось.

По большому счёту, «як» британцам и нах не был нужен – ЛТХ Як-9М их не интересовали, т.к. бритиши прекрасно знали, что Як-9М является устаревшей моделью и уже снят с производства (вот если бы им попался Як-9У!..), но тут уже встал вопрос принципа – нехрен летать в британской зоне без разрешения!...

Так никому не нужный «як» и остался на аэродроме 239-го авиакрыла.

Надо сказать, что на фоне P-51D «мустанг» (по британской классификации "мустанг IV"), которыми и было вооружено авиакрыло, Як-9М не смотрелся совершенно – маленький (всего 3 тонны против 5-титонного Р-51), с деревянной обшивкой, покрашенной в серый камуфляж, и всего двумя огневыми точками под капотом, и это против блестящего металлом цельнометаллического «коня» с его 6-титочечной плоскостной «циркуляркой». А уж откровенно бедная приборная панель на фоне американского приборного изобилия!.. Да что там говорить!..

P-51D в цветах 239-го авиакрыла RAF.
P-51D в цветах 239-го авиакрыла RAF.

М-да… на летчиков авиакрыла «як» впечатления не произвел вообще. Скорее, «як» стал являться объектом глума. И кончил бы «як» свои дни на какой-нибудь свалке, если бы не командир авиакрыла.

Надо сказать, что до этого Сторрар с «яками» уже был шапочно знаком. В 1944г. ему случалось контактировать с отдельной группой майора И.И.Овчаренко, базировавшейся в Бари и вооружённой 12 Як-9ДД. И с тех пор «яки» вызывали у Сторрара неподдельный интерес. А тут как по заказу – целый «як» и только в твоём распоряжении.

Болгарский летчик неплохо говорил по-английски, т.ч. проблем с инструктажем не возникло.

И уже во время первого полёта Сторрар (имевший к тому времени в своем активе полное освоение «харрикейна», «спитфайра» и «мустанга») понял – он нашёл истребитель своей мечты! Истребитель легкий, маневренный, невероятно послушный в управлении, динамичный и при том … быстрый. Реально, быстрый!..

Вообщем, сразу после посадки Джеймс не мог не высказать своего восхищения. Потом он слетал ещё раз, и ещё, и ещё.

Восхищение не проходило.

В искренность такого восхищения подчиненные не поверили.

И вот тогда Джеймс и задал простой, почти сакраментальный, вопрос: «А найдется ли среди вас смелый парень схватиться со мной? Он на «мустанге», а я на «яке».»

И смелый тут же нашёлся. Тут же! (Нет, то что «Джас» в воздушном бою способен уделать любого, знали все, но что толку от твоего мастерства, если ты на «яке»?..)

Надо сказать, что «мустанг» уже и в то время был распиарен по-максимуму – «лучший в мире», «самый быстрый», «непревзойдённый», «непобедимый», «шедевральный» и т.д. и т.п. и обязательно восклицательные знаки.

Более того, в большинстве своём летчики авиакрыла были ребята повоевавшие (хоть и по большей части в ударных операциях), а если учесть, что на P-51D крыло было перевооружено ещё в 1944г., то к 1946-му летуны уже отлично знали все сильные и слабые стороны своего истребителя.

Взлетели, разошлись, сошлись… Понятное дело, что высота была небольшой, дабы все всё видели в подробностях. И «як» … как-то чересчур быстро и легко зашел «мустангу» в хвост.

Сказать, что все были удивлены, это ничего не сказать.

Кто-то подал идею опыт повторить, только посадить в кабину «мустанга» не этого «недоделка», а нормального летчика, например, самого подавшего идею.

Посадили, повторили.

Итог казался тем же. Сторрар на «яке» опять без особых проблем зашёл в хвост «мустангу».

У наблюдавших это случился «разрыв шаблона», а говоря по-научному приступ когнитивного диссонанса – ну, не должен был этот мелкий деревянный выкидыш советского авиапрома на равных биться с лучшим в мире истребителем, а уж тем более побеждать!.. Не должен!

Но побеждает!..

Потом такие бои были не единожды (авиакрыло это несколько эскадрилий).

Добровольцев, что бы их побили, уже не находилось (летчики-истребители кто угодно, но только не дураки), поэтому Сторрар себе противников назначал командирской волей (для учёбы и в наказание).

Итог всегда был один – побеждали Сторрар и «як».

Во всех проведенных с Як-9М тренировочных боях лётчики в кабинах P-51D ни разу(!) не одержали победы.

Что бы было понятно – Сторрар прекрасно знал, что стоит «мустангу» подняться на 5000м и выше, так роли «мустанга» и «яка» изменятся кардинально, и P-51D тут же станет тем самым «лучшим в мире», «самым быстрым», «непревзойдённым», «непобедимым» и «шедевральным», но всё дело в том, что 239-е авиакрыло хоть было и истребительным, но считалось ударным. Т.е. основной задачей летчиков авиакрыла считались атаки наземных целей. Отсюда, основной упор в подготовке своих пилотов к воздушном бою, Сторрар уделял именно бою на малых высотах. А уж лучшую тренировку, чем маловысотный бой с Як-9М было трудно представить и ещё труднее обеспечить.

Полёты на «яке» Сторрар застолбил исключительно за собой – моторесурс не резиновый, удовольствия на всех не хватит (а смотреть, на красные, потные от напряжения и разочарованные от проигрыша рожи своих подчиненных, для Сторрара было настоящим удовольствием).

Вот так выглядел Як-9М, когда на нём летал Сторрар

Надпись на борту сразу показывает, чей это самолёт.
Надпись на борту сразу показывает, чей это самолёт.

Во время этих боёв выяснилось – на малых высотах Як-9М и P-51D по скорости практически равны (ну, может «мустанг» был чуть-чуть быстрее), но при этом «як» превосходит своего оппонента на всех(!) видах горизонтального и вертикального маневра, а так же по динамике разгона и роллу. И даже безбожно форсируя двигатель, от динамичного «яка» «мустанг» просто на скорости оторваться не мог – только на пикировании.

Идиллия Сторрара и Як-9М кончилась внезапно – треснул "яковский" маслобак.

Все попытки заварить трещину ни к чему не привели – бак лопался по сварному шву. Попытки заменить, подходящим по размеру бачком западного производства, тоже ни к чему не привели – «неродные» маслобаки на «яке» просто разрывало (оказалось, что маслосистема М-105ПФ работает с куда более высоким давлением, чем принято на двигателях западного производства).

Когда стало ясно окончательно, что «як» починить невозможно, самолёт был признан умершим и удостоен почетных похорон – был сожжен на аэродроме, с торжественным произнесением перед этим всех полагающихся слов скорби.

Вот такая история.

Джеймс Эрик «Джас» Сторрар – лётчик-истребитель от Бога, искренне восхищавшийся Як-9М – окончательно демобилизовался из РАФ в 1957-м и стал работать … ветеринаром. Скончался в 1995 г.