На прошлой неделе у московского "Спартака" появился новый главный тренер... тренер молодой, амбициозный, имеющий удачный опыт работы в Бундеслиги, но так же прошедший уже и через неудачи, и серии поражений. Болельщики в подавляющем своём большинстве встретили нового наставника тепло и по доброму - в отличии от ветеранов, которые ещё до первого официального матча Доменико Тедеско у руля команды признали его чуть ли не проф непригодным.
Президент же клуба - Леонид Федун - был весьма краток. Комментируя назначение Тедеско он заявил: "Это выбор генерального директора клуба Томаса Цорна. Я с ним согласился." Сегодня хотим вспомнить что говорил Леонид Арнольдович за последние 10 лет при назначении новых тренеров и после их отставок. Менялось ли мнение президента о тренерах за время их работы? Признавал ли он ошибки? Или винил во всём третьих лиц?
МИКАЭЛЬ ЛАУДРУП
Перед назначением:
- Нам осталось урегулировать последние технические вопросы, после чего он официально примет „Спартак“. Надеюсь, что с новым амбициозным тренером мы сможем выступать на одном уровне с командами, которые поддерживаются государственными компаниями, пусть мы и не обладаем таким же капиталом, как и они.
После увольнения:
Как утверждали впоследствии иностранные СМИ - с требованием отставки Лаудрупа выступил Леонид Федун, который в телефонном разговоре с тогдашним генеральным директором Валерием Карпиным заявил примерно следующее: "Вы нанимали его, вы и увольняйте!". Впрочем и сам Карпин хорошенько "проехался" по датчанину назвав его стиль управления - "амёбообразным".
УНАИ ЭМЕРИ
После назначения:
- Когда Валерий Карпин сказал мне, что есть возможность пригласить Эмери, я поначалу даже не поверил. Мне очень нравится игровой стиль «Валенсии». Не мог представить, что столь квалифицированный тренер сможет приехать к нам. Но Валерий смог его привезти, за что ему честь и хвала. Я вижу разницу, которая была в то время, когда «Валенсию» тренировал Раньери или Куман, в сравнении с тем, в какой футбол играла команда при Эмери. Хотел бы, чтобы «Спартак» играл примерно в такой же футбол: атакующий, быстрый и максимально компактный.
После увольнения:
- Не могу сказать, что разочарован его работой. Назначение Эмери не было ошибкой. На результате сказалась эпидемия травм. В сентябре были травмы сразу у 11-ти игроков. Кроме того, у Эмери это был первый опыт работы вне Испании. Эмери, к сожалению, не смог наладить системной коммуникации. А нашим игрокам нужно постоянное прямое общение и жесткий контроль.
ВАЛЕРИЙ КАРПИН
После назначения:
- Валерий – работоспособный человек, с амбициями и интеллектом.Накануне матча с «Рубином» мы до четырех часов утра обсуждали с ним возможные приобретения. Но в какой-то момент я сказал: «Валера, пора спать, у тебя игра впереди». Наверное, совмещение в его работе иногда сказывается. Но я надеюсь, не так сильно.
После увольнения:
- Валерий Карпин на покупки израсходовал 250 миллионов долларов, а продал на 87. На 250 миллионов можно было купить трех Халков.Сбитый летчик может говорить все, что угодно. Когда Карпин пришел, бюджет увеличился в три раза. Карпин отвечал за селекцию. Были приобретены игроки против покупки которых я выступал.
МУРАТ ЯКИН
Перед назначением:
- Впервые была проведена очень большая работа. Впервые постарались уйти от волюнтаристского решения. Встретились с шестью тренерами. Был проведен анализ. Опросили пять выдающихся (по мировым меркам) тренеров, чтобы они сказали, кого они нам могут порекомендовать. Тот, человек, который набрал большее количество баллов, будет назван 16 июня. Попросил Романа Абрамовича, чтобы он спросил Моуриньо... Остальные тренеры такого же уровня...
После назначения:
- Якин умеет выжимать из молодых футболистов всё, что необходимо для их роста.
После увольнения:
Не стал комментировать увольнение сославшись на то, что теперь за назначение и увольнение специалистов отвечает совет директоров.
ДМИТРИЙ АЛЕНИЧЕВ
За год до назначения:
«Есть список кандидатов, с которыми я встречаюсь. Только что приехал с такой встречи. Дмитрий Аленичев очень хорошо проявил себя как тренер во второй и в первой лиге, теперь посмотрим, как он проявит себя в высшей лиге. Брать еще одно молодое дарование и давать ему команду, тренеру без опыта – в третий раз это уже много. А так мы ему удачи желаем и внимательно следим за ним.
В итоге был назначен Мурат Якин.
После увольнения:
- Человек постоянно наступал на одни и те же грабли. В какой-то момент команда перестала в него верить, а это – самое страшное. Его система работы нам не подошла, я увидел, что Аленичев в тупике: ничего не может выдавить из команды, футболисты его не воспринимают.
- Аленичев — супер игрок. Но помните, когда меня достали, я сказал: «Передаю полномочия профессионалам». Вот они мне притащили Аленичева. Я им потом говорю: вы кого притащили? Я тогда склонялся к Бердыеву, но и Гончаренко был вариантом. Аленичева вообще не было в моём списке приоритетов. Но мне сказали, что за него подписываются, отвечают... Вот, профессионалы всё сделали, а потом профессионалы исчезли. Так и получилось — либо ты сам отвечаешь, либо нет.
МАССИМО КАРРЕРА
После назначения:
Федун ничего комментировать не стал, заявив в последствии, что за назначение Карреры (после срыва переговоров с Бердыевым) выступили сами футболисты. Федун с итальянцем лично (до назначения главным тренером) не общался, а все переговоры вёл через технического директора Юхана Гераскина.
После увольнения:
- Понял, что с Каррерой у «Спартака» нет будущего, когда мы потеряли Кубок и серебро. Но тогда решил дать еще шанс. Все-таки это человек, которого я очень люблю и уважаю. Но дальше пошли те же ошибки. В 2017-м у нас был фарт, потом он закончился... Пришло время формировать новую команду. А этот процесс превратился в истерику... Было одно очко до второго места? Вопрос не в очках, а в том, управляется команда или нет. Если она поплыла, если внутри начались группировки, если они собачатся друг с другом, если теряется единоначалие, необходимо принимать меры. Либо выгонять всех игроков и набирать новых — но у меня столько денег нет. Либо расставаться с тренером. Я так и сделал!