О «Государственном стандарте общего образования»
В нашей предыдущей статье мы описывали весьма неоднозначную ситуацию, сложившуюся вокруг федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Дальше больше!
«Государственный стандарт общего образования», призванный дополнить закон, постулирует, что выпускник начальной школы должен обладать фундаментальными способностями учиться, испытывать сильное чувство любви к родине, обладать пытливым умом и знаниями о мире, принимать и уважать ценности семьи и общества, быть доброжелательным, ответственным за свои действия, готовым работать независимо, а также соблюдать правила здоровья и безопасности для себя и окружающих. Но за счёт чего планировалось достичь всего перечисленного?
Главным инструментом в достижении цели должна была выступить так называемая концепция «ядро и оболочка», которая предполагала не более трёх обязательных предметов (физическая культура, Россия в мире, здоровье и безопасность). Все остальные предполагалось объединить в шесть предметных областей для учащихся. Они обязаны выбрать по одному предмету из каждой области, вследствие чего максимум изучаемых предметов не должен превышать 9-10, в отличие от текущих 16-20-ти. Более того, ученикам позволялось выбирать уровень изучения предмета - интегрированный, базовый либо продвинутый.
Интегрированный уровень предусматривал минимальный объём знаний по предмету и больше ориентировался на социализацию учащихся, в то время как базовый уровень призван осветить основные факты и понятия в рамках предмета. И только продвинутый предполагал подготовку учащихся к будущему профессиональному образованию в выбранной области.
Дебаты вокруг настолько кардинальных нововведений сразу приняли радикальный характер. Выразителем мнения протестующих стал московский преподаватель русской литературы Сергей Волков, который написал открытое письмо к министру образования и науки РФ, подписанное ещё 12 учителями.
В письме выражался решительный протест против упрощения школьной программы и превращения обязательных предметов в факультативные, ведь без них станет невозможно развить ни полноценную личность, ни просто сколько-нибудь морального человека.
Письмо было поддержано огромным количеством авторитетных экспертов и даже Советом ректоров России. Вследствие чего министерство пошло на попятную и внедрение новых стандартов было отложено до 2020 года. Сейчас противоборствующие стороны готовятся к новому витку противостояния.
Нынешнюю ситуацию в российском образовании можно охарактеризовать как переходный этап, которому присущ целый ряд проблем, ожидающих своего решения, в частности:
- Россия остаётся чрезвычайно централизованным государством - любые реформы навязываются свыше.
- Образование рассматривается как экономическое начинание, где учащиеся и их родители выступают в роли клиентов, которые получают определённые товары и услуги.
- Образование недостаточно финансируется, а зарплаты учителей всё ещё очень низки.
- Коррупция в сфере образования чрезвычайно велика. Её оценивают в размере 1 млрд. долларов, выплачиваемых каждый год в виде взяток только во время экзаменов.
- Реформы в образовании часто ориентированы на североамериканские и европейские модели, игнорируя российский культурный контекст.
- Образование не считается престижной сферой деятельности. Количество зрелых и молодых учителей, покидающих школы, неуклонно растёт.
- Критерии оценки и тесты разрабатываются в Москве без учёта местных социально-экономических условий.
К сожалению, перечисленные проблемы с каждым днём всё пагубней влияют на систему российского образования. Реформы только усугубили ситуацию, вызвав массовое недовольство. Решением сложившейся ситуации может стать только последовательная политика государства, основанная на выверенных и сбалансированных решениях, учитывающих мнение граждан.
В сфере образования требуется централизованный и системный подход, обеспечиваемый социально ответственным государством и учитывающий запросы общества. Хотелось бы, чтобы будущие реформы соответствовали этим требованиям.