Экспедиция, начавшаяся с записи надписей рабочих древнеегипетских карьеров, сделала удивительное открытие о Великой пирамиде в Гизе. Международная команда археологов в совместной англо-французской археологической миссии на древний карьер Хатнуба недавно обнаружила наличие хорошо сохранившегося транспортного буяна, датируемого временем Великой пирамиды, примерно 4500 лет назад.
Мы считаем, что это могло бы существенно изменить теории о том, как рабочие, построившие памятник, смогли перенести такие крупные каменные блоки на большие высоты. Это может даже свидетельствовать о том, что шкивы были изобретены на сотни лет раньше, чем это было ранее задокументировано.
Невероятно
По периметру скального пандуса расположены две лестницы, в которые вырезаны отверстия в виде окружности, в которых первоначально находились деревянные столбы, разумеется до сегодняшнего дня они не сохранились. Схема расположения отверстий под столбы достаточно хорошо сохранилась, чтобы можно было приступить к реконструкции системы шкивов, которая использовалась бы для извлечения больших блоков алебастра из карьера открытым способом.
Забытые технологии
В то время как одни каменоломни размещались над блоками, тянули их прямо вверх, другие стояли под блоками, вытягивая вниз. Их веревки должны были быть протянуты вокруг отверстий для колонн и прикреплены к алебастровым блокам, так что обе группы прилагали усилия, чтобы вытащить блоки из карьера.
Эта система транспортировки камня эффективно использует ограниченное пространство на рампе, и есть основания предполагать, что та же самая технология была бы использована и при строительстве Великой Пирамиды. В то время как шкивные системы хорошо известны из греческой цивилизации в первом тысячелетии до н.э., свидетельства Хатнуба отодвигают их использование гораздо дальше назад во времени, так как они появились до греческих доказательств примерно на 2000 лет назад.
Транспортный буйство Хатнуба также намного круче, чем большинство предыдущих реконструкций египетских буйств. Это важно, поскольку одним из давних возражений против теории о том, что Великая пирамида строилась с использованием одной большой рампы, был огромный объем такой рампы (который был бы больше, чем сама Великая пирамида). При гораздо более крутом уклоне длина и объем такой громоздкой перевозки был бы гораздо меньше, что говорит о необходимости более серьезной переоценки этой старой теории.
Разные теории
Многие другие теории о том, как была построена Великая пирамида, были предложены ранее. Например, пандус мог свернуться по бокам пирамиды. Существует также много предложений, касающихся рычагов и аналогичных механизмов. (И, конечно, всегда есть те, кому не хватает воображения, кто не может принять человеческое объяснение, а вместо этого безосновательно провоцирует пришельцев или атлантийцев). Заслуга наших недавних открытий состоит в том, что они дают нам надежные археологические доказательства, которые мы можем использовать для проверки предыдущих теорий.
Древние граффити
Эти открытия стали результатом совместной экспедиции Университета Ливерпуля и Французского института восточной археологии в Хатнубе, расположенном примерно в 20 км от Нила в восточной пустыне Среднего Египта. Этот карьер был самым надёжным древним источником древнеегипетского алебастра, молочно-белого полупрозрачного камня, который использовался египтянами для изготовления сосудов, статуй и архитектурных предметов.
е
Первоначальная цель заключалась исключительно в том, чтобы записать сохранившиеся надписи, оставленные каменоломнями 4500-4000 лет назад. Начиная с изучения египетской поэзии, оказалось, что иногда при написании граффити на каменоломне могут становиться довольно поэтичными. И вот теперь изучаются тексты, написанные в скорописном варианте египетского шрифта, известного как иератический.
К настоящему времени мы обнаружили более 100 ранее не записанных текстов, содержащих обширную информацию об организации и логистике экспедиций, прибывших в карьер для добычи алебастра. В них упоминается королевский патронаж, сотни (а иногда и тысячи) членов экспедиционного персонала, количество добытых блоков и время, затраченное на их транспортировку до конечных пунктов назначения.
Надписи на камнях.
Некоторые надписи имеют более долгосрочную перспективу и направлены на то, чтобы убедить будущих посетителей карьера в том, что их предшественники были хорошими людьми и заслуживают уважения (и подношений) после смерти. В 21 веке мы привыкли говорить о "размещении" сообщений на "стенах". Но в Хатнубе у нас есть стена Бронзового века, тексты которой говорят на протяжении многих лет, и создают сплоченность среди тех, кто приходил работать в карьер, поколение за поколением.
Совсем недавно собрали большую команду и расширили фронт работ, чтобы зафиксировать более широкие археологические особенности хорошо сохранившегося индустриального ландшафта Бронзового века вокруг карьера. Мы собираем и анализируем каменные инструменты, и даем представление о процессе извлечения блоков из них.
Мы также изучаем древнюю дорогу, соединяющую карьер с долиной Нила, которая окружена сотнями простых сухих каменных укрытий, используемых рабочими для размещения и камнеобработки. У нас есть простые сухие каменные религиозные кэрны и другие структуры с возможной ритуальной функцией. Недавнее расчистка завалов от буйной ямы, ведущей из карьера, является частью нашего исследования этого более широкого контекста.
Конечной целью экчпедиции является изучение всех аспектов добычи и транспортировки камня в Хатнубе, объединение богатых текстовых и археологических данных для обеспечения более целостного понимания разработки карьеров в древнем Египте. Лишь немногие сайты предлагают широкий спектр и разнообразие доказательств, которые сохранились в Хатнубе. У нас впереди еще много лет работы, а потенциал для дальнейших захватывающих открытий огромен.