Найти в Дзене
Adept. Образование

Проблемы реформирования российского образования - часть 1

О федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

Почему реформы российского образования вызывают столь негативную реакцию в обществе?

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Последние десять лет ситуация в российском образовании выглядит как самое настоящее поле битвы, в которую вовлечено огромное множество участников, начиная от высших чинов различных министерств и заканчивая обычными учителями.

Интригующие сюжеты, которые разворачиваются на фоне этого противостояния, были бы достойны пера Конан Дойля, Агаты Кристи и прочих классиков детективного жанра. Давайте же попытаемся вместе разобраться в сути происходящей драмы.

Итак, началом сложившегося положения можно считать невероятно масштабную дискуссию вокруг федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой приняло участие более 600 тысяч человек, включая президента и премьер-министра. Тем не менее, в окончательную редакцию закона от 2012 года не вошло практически ни одно из 40000 предоставленных предложений.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Ещё одним более чем противоречивым документом, который вызвал очень настороженную, а местами и агрессивную реакцию общественности можно считать «Государственный стандарт общего образования», принятый в том же 2012 году. При чём принятый несмотря на мизерное количество положительных комментариев, которые поступали в основном от самих создателей стандартов. Большинство же опрошенных респондентов высказали опасение, что внедрение этих стандартов приведёт к появлению поколения молодых людей, достаточно сильных и смелых для защиты Родины, но недостаточно критически мыслящих для анализа тех либо иных жизненных ситуаций.

В чём же причина столь массовой негативной реакции? Ведь новые документы были призваны синхронизировать стандарты российского образования с общеевропейскими, диктуемыми так называемой Болонской хартией, которую министр образования РФ В. Филиппов подписал в далёком 2003 году, а окончательной целью реформ провозглашалось обеспечение каждого учащегося всесторонним качественным образованием при сохранении его фундаментального уровня, а также его совместимость с индивидуальными потребностями граждан и общества в целом.

В итоге последние опросы от Всероссийского центра изучения общественного мнения свидетельствует, что меньше половины граждан удовлетворены качеством образования в стране, а 37 процентов опрошенных считают ситуацию крайне тревожной. Как говорится «Гладко было на бумаге, да наткнулись на овраги».

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Многое пошло не так, но что конкретно? Для ответа давайте попробуем кратко разобрать основные постулаты действующего закона об образовании. Итак, он предусматривает:

- Приоритетность для детей в возрасте 6-7 лет поступления в школу в их районе проживания.

- Повышение внимания к созданию и поддержанию школьной среды.

- Запрещение тестирования детей начальной школы при их поступлении в различные специализированные заведения.

- Закрытие сельских или небольших городских школ только с согласия местных советов.

- Внедрение и продвижение инклюзивного образования в государственных школах и постепенное прекращение деятельности специальных учебных заведений.

- Закрытие технических и профессиональных школ, которые готовят профессиональных работников.

- Результаты ЕГЭ учитываются при поступлении в колледж или университет только в течение первых пяти лет после их сдачи.

- Сокращение числа и типов приоритетных групп, рассматриваемых для приёма в учебные заведения (люди с особыми потребностями, сироты и т. д.).

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

По факту вышеперечисленное привело к повышению платы за дошкольное образование, отсутствию роста зарплаты учителей наряду с колоссальным снижением авторитета профессии учителя. Уровень преподавания фундаментальных предметов во многих средних школах упал, как и качество образования в целом. При этом существенный рост количества заполняемых документов отвлекает преподавателей от их основных обязанностей - преподавать и проводить исследования.

Как мы видим, ситуация нерадостная, но это только цветочки, о ягодках мы поговорим в следующей статье, посвященной Государственному стандарту общего образования.

Если вам понравилась наша статья, ставьте лайк! А в комментариях можете предложить темы, о которых вам хотелось бы почитать на нашем канале.