Найти тему
Заметки о живописи

Эдгар Дега. Лошади и их наездники

Э. Дега. "Жокеи перед трибуной". (1869-1872)
Э. Дега. "Жокеи перед трибуной". (1869-1872)

Больше всего Эдгар Дега любил рисовать лошадей. Однако в первую очередь его привлекала, как ни странно, не естественная грация животных, а... их седоки

Жокеи.

Дега рисовал скачки... Интерес к ним у него возник ещё во время пребывания в Италии. Там он ходил на знаменитые римские скачки на Виа дель Корса, где сделал множеством набросков, эскизов...

Лошади Дега порой выглядят не слишком реалистично... Однако совсем иное впечатление вызывают наездники. 

Вот, к примеру, картина "Жокеи перед трибуной".

Мы видим перед собой ожидающих начала скачек наездников, одетых в разноцветные камзолы...

  • Цвет одежды для выступления, как правило, определялся конезаводчиком, чтобы легче было наблюдать за жокеями во время состязаний.

Лошади не могут стоять на месте. Разгоряченные предстоящей скачкой, они нетерпеливо перебирают копытами, наклоняют головы, прядут ушами...

Наездники тоже внутренне неспокойны: кто-то смотрит на трибуны, кто-то пытается совладать с особенно нервной лошадью... Спины у всех прямые, напряжённые. 

Исключение составляет, пожалуй, лишь наездник в белом камзоле. Он вальяжно расселся в седле и, слегка поддерживая поводья, спокойно ожидает начала состязаний.

В левой части полотна мы видим переполненную зрителями крытую трибуну. Так как скачки ещё не начались, она пребывает в движении...

Мужчины и женщины поднимаются наверх и неспешно рассаживаются по своим местам.

Внизу белеют дамские зонтики: день, судя по сероватому, словно выцветшему небу, предстоит жаркий...

Свет солнца нестерпимо ярок.

На это указывают и кажущееся раскаленным поле, и колеблющиеся на нем, словно в жарком мареве, тени лошадей.

Удивительно, но именно эти тени создают на картине ту иллюзию движения, о которой я говорила прежде... Уберите их – и все разом остановится. 

Лишь они – эти расплывчатые лошадиные тени – привносят в картину ощущение нетерпения, столь свойственное скачкам. 

Художник закрашивает поле неровными мазками, словно наперед зная, что мы не обратим на него внимания. И действительно, мы смотрим только на лошадей, чьи тела Дега постарался выписать со всем возможным изяществом, скульптурно вылепить с помощью той линии, с которой так любил работать...

Этот контраст между небрежно выписанной толпой людей и четкими контурами ожидающих сигнала лошадей кажется поразительным. И очень удачным.

Ничто не отвлекает нас от созерцания главных героев картины.

Ещё одна работа, изображающая скачки, относится к 1880 году. Это "Наездники перед стартом".

Э. Дега. "Наездники перед стартом". (1862-1880)
Э. Дега. "Наездники перед стартом". (1862-1880)

Перед нами – холмистая местность, кажущаяся унылой и мрачной. Дымящие на заднем плане фабричные трубы лишь дополняют это ощущение...

На равнине собралось множество зрителей. Все они приехали сюда, чтобы посмотреть на скачки, которые должны вот-вот начаться...

Мы снова видим перед собой готовящихся к состязаниям жокеев в разноцветных камзолах и кепи. Снова видим беспредельное многообразие их поз и движений...

Каждый делает своё дело, и делает его в своём особом темпе, в особом ритме. Различия эти тем сильнее бросаются в глаза, чем больше мы вглядываемся в картину.

Эдгару Дега удалось передать всю суету и лихорадочность последних минут, еще остающихся до старта.

Чтобы усилить впечатление, он обрезает холст – так, что нам кажется, будто жокей в красном камзоле буквально выезжает за пределы картины...

И снова перед нами вполне импрессионистический пейзаж – не совсем четкий, не совсем ясный – и словно вырезанные из бумаги, яркие и красочные фигуры жокеев.

Картина "Перед стартом", одна из немногих, показывает нам не столько жокеев, сколько самих лошадей. Их холеные мускулистые тела, их стройные ноги и гордо поднятые головы...

Э. Дега. "Перед стартом". (1878)
Э. Дега. "Перед стартом". (1878)

Выписанные художником на фоне первозданной свежести зелёного луга, они кажутся нам несказанно свободными, несмотря на оседлавших их людей...

Высокие холмы на заднем плане лишь довершают этот эффект.

Дега сознательно отделяет нас от лошадей барьером, поэтому нам кажется, что мы действительно присутствуем на скачках и ожидаем начала заезда...

Заходить за барьер нам, увы, нельзя. Ведь мы всего лишь зрители...

С 1873 года Дега стал реже обращаться к теме лошадей и лошадиных скачек.

Его новой любовью стали балерины...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Эдгар Дега. Обитатели кафешантанов

Эдгар Дега. Римская нищенка