Пишу для интересующихся философией, историей культуры и вообще для любознательных.
Эпоха Возрождения - интереснейший период истории, когда европейская культура переживала переломный, переходный момент. Рушилось средневековое мироустройство, менялось мировоззрение, возникало новое понимание мира и человека. Немудрено, что исследований об этой знаковой эпохе тьма.
Интересно, что одну из самых глубоких и при этом увлекательных книг об Эпохе Возрождения написал русский мыслитель, прямой наследник русской религиозной философии, теоретик имяславия Алексей Федорович Лосев (1893-1988).
Его философская судьба была нелегкой. Младший современник Сергея Булгакова, Павла Флоренского и других представителей русской философии Серебряного века, Лосев начал свою деятельность уже в советское время и подвергся со стороны власти репрессиям за свои философские взгляды. Ему было вообще запрещено заниматься философией и преподавать ее. Поэтому Лосеву пришлось защитить докторскую диссертацию по филологии.
Он был специалистом в области античной культуры, эстетики и философии, занимался семиотикой, был приверженцем такого направления, как философия имени. Его обширная эрудиция и глубокие познания простирались очень далеко.
Лосев заинтересовался Эпохой Возрождения как тем временем, в которое были вновь подняты на щит идеи античности. Но они, разумеется, были трансформированы с учетом новых реалий. Одновременно происходили изменения в религиозном сознании людей, и это очень интересовало Лосева как исследователя и человека верующего.
Книга "Эстетика Возрождения" вышла в 1978 году и сразу стала дефицитом.
Отход от религиозной духовности, проявившийся в период Ренессанса, определил эстетику этого времени, которая нашла свое выражение не только в искусстве, но и в нравах, образе жизни, новых ценностях. Именно об этом пишет Лосев, и сквозь спокойный анализ явственно ощущается его некоторая неприязнь к этому времени.
Он видит двойственность эстетики того периода: с одной стороны, творцы и интеллектуалы ощущали себя чуть ли не равными богу в своей возможности через понятия и образы проникать в суть природы и человека; с другой стороны, они чувствовали свою беспомощность перед мощью мироздания, его тайной.
Такое вот противоречие. Оно видно и в искусстве, и в философских учениях Ренессанса. Лосев рассматривает его особенность как проявление языческого духа культуры после тысячи лет безраздельного господства христианства. Философской же основой периода выступили платонизм и неоплатонизм.
Лосев показывает, как буйство этого языческого духа породило самые дикие всплески страстей. Этому посвящена даже специальная глава "Обратная сторона титанизма". Рассматривая Ренессанс исторически - от проторенессанса до гибели его эстетики, философ отслеживает динамику, ведущую от постепенного роста к достижению наивысшего пика и далее к вырождению.
Книга знакомит с наиболее выдающимися представителями Эпохи Возрождения, каждый из которых вплел свою яркую ленту в красочное полотно времени. Если вы еще не читали эту книгу, то сердечно рекомендую (но предупреждаю - она толстенная!).
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Зачем нужны социальные нормы и надо ли им следовать
Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника