Родители получают совершенно взаимоисключающие сигналы: то готовьте ребенка к школе, учите его писать, читать и считать, то не готовьте ребенка к школе, а дайте ему поиграть. Но в любом случае, все согласятся, что наигравшемуся вволю дошкольнику не помешает еще и развитое математическое мышление, которое в жизни помогает не столько уравнения решать, сколько принимать верные решения и не унывать при столкновении с трудностями. Начать развивать столь полезное мышление можно с самого простого.
1|| Учите количественному и порядковому счету. Это родители делают интуитивно: поднимаются по ступенькам и считают их, перебирают пальчики у малыша и считают их, убирают игрушки в корзинку, застегивают пуговицы, кушают кашу и считают ложки… Многие вещи родители делают интуитивно. Но научить ребенка порядковому и количественному счету это еще не все.
2|| Учите простым логическим операциям. Те самые задания «продолжи последовательность» как раз и нужны нашему малышу, чтобы начать развивать логическое мышление, прибегать к логическим выводам. Используйте не только нарисованные кружочки и карандаши, но и мелкие игрушки. Например, фигурки животных, машинки, фигурки лего-человечков, детали лего и пр. «Построй очередь из машинок, но в строгой последовательности: одна красная, две белые, три черные» или «К водопою подходят животные по очереди: сначала один хищник, потом двое травоядных. Выстрой их в такой последовательности», или «Дедушка решил построить себе красивый красно-синий забор попеременной высоты. Давай построим такой из кубиков» и т.д. Последовательности можно собирать и из окрашенных макарон или крупных бусин, получатся красивые бусы в подарок.
3|| Развивайте пространственное мышление. Играйте с ребенком в кубики, лего, стройте самые высокие и самые широкие сооружения. А еще используйте вот такие карточки, которые помогут наглядно представить, сколько кубиков или брусочков и каким образом нужно сложить, чтобы получилась такая фигура. Эти карточки лежат у нас в группе: уровень для самых маленьких, уровень для детей постарше.
4|| Практикуйте понятие метрических систем. Литры и килограммы для детей навсегда останутся абстрактными понятиями в школе, если вы не подпустите их к реальным весам и не дадите возможность все измерять. Старайтесь звать ребенка каждый раз, когда начинаете готовить какую-нибудь выпечку, заводить тесто или готовить блюдо, в котором важно соблюдать точную рецептуру. Пусть ребенок отмеряет граммы, миллилитры, четверти столовых ложек. Во время кулинарных экспериментов можно задавать разные вопросы в духе: «Как думаешь, сколько плиток шоколада надо растопить, чтобы получить полстакана жидкого шоколада?», «А сколько ложек сахара в одном стакане?» и т.д.
5|| Давайте азы умножения. Один из простых способов: попросить помощи в накрытии стола. Пусть ребенок поставит тарелки по количеству обедающих, пусть раздаст каждому по две салфетки, например, или по три столовых прибора (вилка, ложка, нож). На праздничных мероприятиях ребенок может быть незаменим: посчитай, сколько фруктов нужно купить, если каждому ребенку нужно дать по два мандарина, по одному апельсину, по три киви и по одному яблоку? Можно схематически рисовать фрукты для наглядности. Если ребенок освоил порядковый счет до ста, он легко даст вам ответ. Легко даже для самого себя.
На этом развитие математического мышления не заканчивается, конечно же, но охватить все сразу не представляется возможным. Так что еще увидимся, дорогой родитель!
Стас Иванов