Иисус, увидев младенцев, которые сосали молоко, сказал ученикам своим: «Младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в Царствие» . — Фомы, 27.
Нагорная проповедь (5–7 глава Евангелия Матфея), как и другие речи Иисуса, есть Учение о правильном поведении человека в его духовном младенчестве. Сущность этого Учения заключается в том, что каждый человек в глубине своей души есть дитя Бога и должен жить согласно этому своему положению и ко всем другим людям относиться так же, как к самому себе, то есть видеть в них таких же детей Бога, как и он сам, и относиться к ним как к своим родным братьям и сёстрам в Вечности; к Богу же относиться как к своему Истинному Отцу, всё знающему о потребностях его души и заботящемуся о нём, как мать заботится о младенце.
Нагорная проповедь и все, подобные ей, Учения о духовном перерождении — есть единственный противовес всему тому, что творилось и творится в этом мире. Веками и тысячелетиями явные и тайные учения всего мира проповедовали только силу — как физическую, так и духовную; веками под всякими масками и обличьями проповедовалось и проповедуется превосходство одних людей над другими. Но если посредством силы и превосходства люди достигали и достигают всевозможных материальных и духовных целей, то приблизиться к Богу и стать Его ребёнком посредством силы и превосходства не удавалось ещё никому. К Богу приближает не сила, а слабость, не мощь, а беспомощность, не гордость, а смирение, не богатство, а бедность, не здоровье, а болезнь, не радость, а боль, не победа над другими, а победа над собой, не жизнь, а смерть. Если сказать точнее, то все эти качества и состояния не человека приближают к Богу, а Бога приближают к человеку.
Как бессилие, простодушие и беззащитность младенца впиваются жгучим жалом в сердце матери и заставляют её лететь к нему на помощь и отдавать ему свою жизнь, — так и бессилие, простота, незащищённость и смирение человека впиваются огненным жалом в Сердце Бога и заставляют Его лететь к нему на выручку, спасать, поддерживать и охранять его жизнь.
Ведь все люди в существе своём — беспомощные, слабые и зависимые дети: войны, бедствия, тяжёлые болезни, предательства, одиночество и многие другие горести и мучения, заставляющие их по-настоящему страдать и плакать, сразу обнаруживают это. Но в обычной обстановке, когда всё относительно спокойно, они забывают о своей младенческой сути и перестают вести себя по-детски, и от страха перед обманами и насмешками искусственно овзросляют и нарочно ожесточают себя. Всё это не проходит бесследно для их духа — он глубоко уродуется и калечится, и только с помощью тяжелейших страданий и пыток его можно вернуть в его первоначальное, детское, истинное состояние. Ещё очень спасительна старость, когда человек дряхлеет умом, впадает в детство: где тогда девается его гордость, спесь, чванство, высокомерие, презрение к другим, страх и борьба за свою репутацию ? Ничего не остаётся, кроме детской беспомощности, добродушия, чувства зависимости и благодарности. Но есть уроды, которых ни муки, ни старость, ни болезни, ни даже пытки не спасут от гордыни — их порок неизлечим.
Берегись же гордости, как огня, не говоря уже о гордыне. Впрочем, честный, любящий и дальнозоркий человек никогда не сможет закрыть глаза на бесчисленное множество тех обстоятельств, которые обнаруживают вопиющую нелепость, неуместность, смехотворство и бессмысленность человеческой гордости. «Чем гордится прах и пепел ? И при жизни извергаются внутренности его». Гордость, если она не средство защиты молодой души от пагубных влияний мира, то она — только безумие. Но и в том и в другом случае гордость уродует и калечит дух человека. Ребёнок, у которого есть родители, но который ведёт себя так, будто их у него нет — это духовный урод и нравственный калека, и единственное его спасение и исцеление — это опомниться, раскаяться и повиниться в том, что он не желал замечать своих родителей, не желал прибегать к их помощи и всё делать только под их руководством для жизни и блага своей души.
И вот именно с призыва опомниться и раскаяться в том, что человек не желал замечать своего Истинного Отца — Бога, не желал признавать себя беспомощным и слабым ребёнком и, не надеясь на защиту Свыше, развивал свои телесные и духовные силы с целью защиты себя от всяких внешних и внутренних нападок, или с целью избегнуть зависимости от Бога, — с этого призыва и начинает свои проповеди евангельский Иисус из Назарета. Ибо тот, кто не был истинным духовным ребёнком, никогда не станет истинным духовно зрелым и нравственно чистым человеком.
_________________________
1
Как вы были младенцами перед своими земными родителями,
так будьте младенцами перед своим Истинным Отцом — Богом.
- Будьте нищими, как младенцы
Как младенцы ничего не имеют и не знают, кроме того, чтó дают им и чему учат их их родители, так и вы ничего не имейте и не знайте, кроме того, чтó даёт вам и чему учит вас ваш Истинный Отец — Бог.
- Будьте плачущими, как младенцы
Как младенцы почти всегда находятся в мягком расположении сердца и в минуту лишения или боли склонны скорей заплакать, чем ожесточиться, — так и вы, когда вам плохо и больно на душе, ни в коем случае не ожесточайтесь и не озлобляйтесь, а только плачьте и зовите на помощь Отца вашего Истинного и делайте то, чтó Он скажет вам делать.
- Будьте кроткими, как младенцы
Как младенцы кротки и покорны потому, что ничего не знают и не умеют в этом мире, и вынуждены, чтобы жить, покоряться всем, кто старше и сильнее их, — так и вы доверчиво и простодушно покоряйтесь Воле Отца вашего Истинного, чтобы научиться жить в Его Мире, в Котором вы ещё ничего не знаете, не понимаете и не умеете.
- Будьте чисты мыслями, как младенцы
Как младенцы чисты мыслями и потому их так легко научить чему угодно, — так и вы должны очистить свои мысли от всей мирской грязи, какая в них есть, чтобы Отец ваш Истинный мог научить вас тому, чтó необходимо вам для жизни в Его Мире. Очищение мыслей — тяжелейший труд, тяжелей которого нет ничего на Земле; без помощи Отца–Бога свершать этот труд никому не под силу, и поэтому тот, кто хочет очистить себя, должен постоянно и слёзно взывать к Отцу и всеми силами умолять Его о помощи. Обретший чистоту мыслей, становится на путь усыновления Богу.
- Будьте правдивы, как младенцы
Как младенцы всегда повинуются своим внутренним порывам, но их нужно останавливать там, где их поведение может причинить вред им и мучения другим людям, — так и вы всегда повинуйтесь своему внутреннему голосу, останавливаясь только там, где ваше поведение нарушает жизнь и покой других людей и вредит вашей собственной жизни. Как взрослые постепенно изгоняют из ребёнка правдивое и искреннее существо, так и вас за ваше, даже не причиняющее никому вреда, правдивое и естественное поведение, постепенно вытеснят и изгонят отовсюду в этом мире. Но вы должны преодолевать страх и смущение от такой участи, потому что, благодаря именно такому пути, вы станете истинными детьми Бога.
- Будьте безответны, как младенцы
Как младенцы безответны, когда их ругают за послушание сердцу и разуму, — так и вы, когда люди будут ругать и оскорблять вас, упрекать и унижать за ваше послушание Отцу, не пытайтесь оправдываться и доказывать им свою невиновность, ибо они всё равно ничего не поймут. Лучше радуйтесь тому, что Отец ваш Истинный видит чистоту вашей души, и это будет утешением вашим от тех огорчений, какие причинят вам слепые и равнодушные люди.
- Будьте простодушны, как младенцы
Как младенцы никаких своих мыслей и чувств не считают ничтожными и не стоющими внимания, а равно доверчиво повинуются любому своему чувству и любой своей мысли, — так и вы не мудрствуйте лукаво, а смело доверяйтесь и покоряйтесь всякому своему чувству и всякой своей мысли до тех пор, пока ясно не увидите, что от этого происходит вред и опасность, а не добро и жизнь для вас и для других людей.
- Будьте искренни, открыты и целостны, как младенцы
Как младенцы ни от кого не скрывают своего истинного лица, но и не выставляют его напоказ, — так и вы никогда не скрывайте от людей своей истинной сути, но и не выставляйте её напоказ без крайней нужды.
Как младенцы во всех своих поступках ищут похвалы и одобрения только от любящих их взрослых, а не от сверстников, — так и вы во всех ваших делах и поступках ищите похвал и одобрения только от Отца вашего Истинного, а не от людей, окружающих вас. И не потому, что искать похвалы от людей — плохо, нет, а потому, что ни один человек на Земле не сможет ни похвалить, ни поругать вас справедливо — так, кáк вы того заслуживаете, соответственно не вашим поступкам, а вашим намерениям. Люди видят только проявления ваших намерений, но самих намерений они видеть не могут, а значит только догадываются о них или измышляют их, и поэтому и ругать и хвалить будут не вас, а то, чтó они придумали о вас, то есть в любом случае будут или льстить вам или клеветать на вас. Вся ваша жизнь окажется ложной, если вы будете руководиться ложными оценками поверхностных и равнодушных людей. Вы же стремитесь к жизни истинной и подлинной. Истинна и подлинна та жизнь, которая руководится истинными, не придуманными оценками. Истинные же, не придуманные оценки вашему поведению может дать только ваш Истинный, видящий ваши намерения, Отец. Только пред Его взглядом — одобряющим или порицающим ваши намерения — вы будете точно знать, ктó вы, чегó достойны, чтó сделали, чтó вам ещё предстоит сделать, в чём вы виновны, в чём правы, за чтó должны просить прощения, относительно чегó можете быть спокойны. Покоряясь только Его мнению о вас, вы узнаете, чтó на самом деле зло и чтó на самом деле добро, гдé закон Божеский, а гдé вымыслы человеческие; с чéм нужно бороться в себе, чтó изгонять или подчинять, а чемý нужно обязательно давать ход, покоряться и всячески поддерживать в себе. Слушаясь только Его голоса, вы будете жить истинной, вечной и, главное, вашей, а не чужой, придуманной и заимствованной жизнью. Глядя в глаза Отца, вы всегда будете знать, комý, когдá, гдé и сколько вы должны послужить; когдá, гдé, сколько, кáк, ради чегó и от чегó воздержаться. Глядя же в глаза не знающих вас людей и подчиняя свою жизнь их превратным мнениям и суждениям о вас, вы будете всё делать только наоборот, только невпопад, только не вовремя и только неуместно и неправильно. Служить вы будете не тому, кто нуждается в вашем служении, а тому, кто может обойтись без вас; молиться вы будете на ветер, потому что Отец–Бог не слушает того, кто не слушает Его; поститься и голодать вы будете только для своего вреда и погибели, потому что не подчинённое Воле Бога самоотречение и воздержание лишь отнимает силы, лишает необходимого здоровья, зато наполняет душу гордыней и презрением к людям.
- Будьте беззаботны, как младенцы
Как младенцы никогда не занимаются накоплением денег, рабов, имущества, пищи, одежды или жилья, а во всём и всегда полагаются на родителей, — так и вы никогда не занимайтесь накопительством и порабощением живых существ, а во всём и всегда полагайтесь на Отца вашего — Бога, Который никогда не оставляет и не забывает тех, кто доверяет Ему свою жизнь. Если вы занимаетесь накопительством или порабощением живых существ, значит вы не верите в то, что Отец ваш думает и заботится о вас; а если верите, то зачем ко́пите и порабощаете ? Где́ вы видели таких детей, которые бы при живых родителях занимались накопительством и рабовладением ? Это только сироты живут так: хватают, накапливают и порабощают всё, что попадается им под руку, и они правы, ведь о них никто не заботится, никто не думает о них. Но разве вы сироты ? Вы же видите, что каждый день вы едите и пьёте, одеваетесь и укрываетесь, моетесь и согреваетесь, имеете всё необходимое для жизни. И всё это необходимое попадает к вам, большей частью, неведомыми для вас путями, часто через людей, которые даже не знают вас, не знают ваших потребностей и нужд, ваших вкусов и привычек, особенностей вашего организма и состояния вашего здоровья, и, тем не менее, через них приходит к вам всё необходимое и полезное для вашей жизни. Так неужели вы не понимаете, Кто всё это делает для вас ? Многое, как вам кажется, вы и сами делаете для себя, но и для того, чтобы самому что-то сделать для себя, нужно немало: нужны силы, нужно здоровье и разумение, знания и умение, помощь других людей, а также множество иных благоприятствующих обстоятельств и условий — это что́, всё вы сами можете обеспечить для себя ? Нет, конечно же. Так Кто́ же всё это делает для вас, как не Отец ваш Истинный, Который всё мудро предусматривает, заготовляет, распределяет и подаёт вовремя, в нужной мере, в нужном месте для истинной жизни и блага вашей души ? А истинная жизнь и благо вашей души заключаются только в вашей любви к вашему Отцу и к людям–братьям. Любящий человек не думает о своём теле, не волнуется о своей материальной судьбе. Так и вы, для того, чтобы избавиться от назойливых и бессмысленных житейских тревог и волнений и освободиться от страха за свою материальную и телесную жизнь, — люби́те, безоглядно отдавайтесь любви, не противьтесь жалости к людям, не подавляйте в себе желаний и стремлений любви, движений милосердия и сострадания к ближним. В совершенстве развитая любовь уничтожает любые страхи, и безукоризненно проявляемая жалость побеждает любые пороки, очищает сердце, воспитывает разум, направляет к жизни, спасает от смерти.
Одни трудятся–надрываются, другие трудятся–воруют. Но ваш труд должен заключаться лишь в понимании и исполнении Воли Отца вашего Истинного и в вашем любовном и добросовестном служении несчастным и искалеченным братьям и сёстрам. Именно этим трудом вы должны добывать себе вечное благо и временные подспорья для вашей земной жизни. Пища, одежда, жилище, деньги и всё необходимое для тела должно быть у вас следствием вашего напряжения в познании и чувствовании Воли Отца вашего Истинного, вашего послушания Совести и вашего посильного телесного труда, а не следствием душепогубляющих телесных надрывательств, умственной хитрости или подлого воровства.
Вы должны всегда знать и помнить, что истинный труд — это не телесная и не умственная работа, не каторга и не воровство, не обман и не насилие, а только любовь и жалость к людям и исполнение Воли Отца вашего Истинного, осуществляемые постоянными усилиями сознания, напряжением духа, непрестанной работой сердца, разума и души.
- Будьте настойчивы, как младенцы
Как младенцы, если им что-то нужно, бывают неотступны в своих просьбах и требованиях и настойчиво просят родителей до тех пор, пока те не дадут им необходимого, — так и вы всё, что́ необходимо вам для вашей истинной жизни, просите у Отца вашего Истинного настойчиво, упорно и неотступно до тех пор, пока Он не даст вам того, что́ вы просите. Если же вы не поступаете так, вы не станете истинными духовными детьми, а не став истинными духовными детьми, вы никогда не станете истинными духовно взрослыми и нравственно зрелыми людьми.
Главное же, первое и постоянное, о чём вы должны слёзно просить и сердечно умолять Отца вашего Истинного — это то, чтобы в совершенстве научиться понимать и чувствовать Его Волю, ибо, не понимая и не чувствуя Её в совершенстве, вы не сможете в совершенстве Её исполнять.
- Будьте послушны, как истинные дети
Каждый родитель признаёт за своих не тех детей, которые родились от него, называют его отцом, а на деле поступают по-своему, а тех, которые повинуются его воле, добросовестно исполняют его прикаказания и имеют одинаковое с ним отношение к жизни. Так и вы, если хотите быть истинными детьми Бога, не подражайте неискренним и лукавым людям, которые, вместо того, чтобы слушаться Бога и исполнять Его повеления, любить людей и беречь их жизнь, строят для Него ненужные Ему храмы и церкви, совершают для Него бессмысленные жертвоприношения, приносят Ему бесполезные для Него дары, поют в Его честь хвалебные песнопения, обращаются к Нему в льстивых и витиеватых молитвословиях, пишут о Нём горы книг, налагают на себя бесплодные труды и тяготы, — и всё только для того, чтобы Он позволил им жить так, как им хочется, — не делайте так, потому что Отец–Бог никогда ничего не требует от людей для Себя Самого, а уговаривает их и упрашивает их слушаться Его только для их же собственного вечного блага.