Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Учение о духовном детстве

Иисус, увидев младенцев, которые сосали молоко, сказал ученикам своим: «Младенцы, которые сосут молоко, подобны тем, которые входят в Царствие» . — Фомы, 27.

Нагорная проповедь (5–7 глава Евангелия Матфея), как и другие речи Иисуса, есть Учение о правильном поведении человека в его духовном младенчестве. Сущность этого Учения заключается в том, что каждый человек в глубине своей души есть дитя Бога и должен жить согласно этому своему по­ложению и ко всем другим людям относиться так же, как к самому себе, то есть видеть в них таких же детей Бога, как и он сам, и относиться к ним как к своим родным братьям и сёстрам в Вечности; к Богу же от­носиться как к своему Истинному Отцу, всё знающему о потребностях его души и заботящемуся о нём, как мать заботится о младенце.

Нагорная проповедь и все, подобные ей, Уче­ния о духовном перерождении — есть единственный проти­вовес всему тому, что творилось и творится в этом мире. Веками и тысячелетиями явные и тайные учения всего мира проповедовали только силу — как физи­ческую, так и духовную; веками под всякими масками и об­личьями проповедовалось и проповедуется пре­вос­ходство одних людей над другими. Но если по­сред­ством силы и превосходства люди достигали и до­сти­гают всевозможных материальных и духовных це­лей, то приблизиться к Богу и стать Его ребёнком по­сред­ством силы и превосходства не удавалось ещё ни­кому. К Богу приближает не сила, а слабость, не мощь, а бес­помощность, не гордость, а смирение, не богатство, а бедность, не здоровье, а болезнь, не радость, а боль, не по­беда над другими, а победа над собой, не жизнь, а смерть. Если сказать точнее, то все эти качества и состояния не человека при­ближают к Богу, а Бога приближают к человеку.

Как бессилие, простодушие и беззащитность младенца впиваются жгучим жалом в сердце матери и заставляют её лететь к нему на помощь и отдавать ему свою жизнь, — так и бессилие, простота, неза­щищённость и смирение человека впиваются огнен­ным жалом в Сердце Бога и заставляют Его лететь к нему на выручку, спасать, поддерживать и охранять его жизнь.

Ведь все люди в существе своём — беспомощ­ные, слабые и зависимые дети: войны, бедствия, тяжё­лые болезни, предательства, одиночество и многие другие горести и мучения, заставляющие их по-настоящему страдать и плакать, сразу обнаруживают это. Но в обычной об­становке, когда всё относительно спокойно, они за­бывают о своей младенческой сути и перестают вести себя по-детски, и от страха перед обманами и на­смешками искусственно овзросляют и нарочно ожесточают себя. Всё это не проходит бесследно для их духа — он глу­боко уродуется и калечится, и только с помощью тя­желейших страданий и пыток его можно вернуть в его первоначальное, детское, истинное состояние. Ещё очень спасительна старость, когда человек дряхлеет умом, впадает в детство: где тогда девается его гор­дость, спесь, чванство, высокомерие, презрение к дру­гим, страх и борьба за свою репутацию ? Ничего не остаётся, кроме детской беспомощности, доброду­шия, чувства зависимости и благодарности. Но есть уроды, которых ни муки, ни старость, ни болезни, ни даже пытки не спасут от гордыни — их порок неизле­чим.

Берегись же гордости, как огня, не говоря уже о гордыне. Впрочем, честный, любящий и дальнозор­кий человек никогда не сможет закрыть глаза на бес­численное множество тех обстоятельств, которые об­наруживают вопиющую нелепость, неуместность, смехотворство и бессмысленность человеческой гор­дости. «Чем гордится прах и пепел ? И при жизни из­вергаются внутренности его». Гордость, если она не средство защиты молодой души от пагубных влия­ний мира, то она — только безумие. Но и в том и в дру­гом случае гордость уродует и калечит дух человека. Ребё­нок, у которого есть родители, но который ведёт себя так, будто их у него нет — это духовный урод и нрав­ственный калека, и единственное его спасение и исце­ление — это опомниться, раскаяться и повиниться в том, что он не желал замечать своих родителей, не желал при­бегать к их помощи и всё делать только под их руководством для жизни и блага своей души.

И вот именно с призыва опомниться и раскаяться в том, что человек не желал замечать своего Истинного Отца — Бога, не желал признавать себя беспомощным и сла­бым ребёнком и, не надеясь на защиту Свыше, разви­вал свои телесные и духовные силы с целью защиты себя от всяких внешних и внутренних нападок, или с целью избегнуть зависимости от Бога, — с этого при­зыва и начинает свои проповеди евангельский Иисус из Назарета. Ибо тот, кто не был истинным духовным ребёнком, никогда не станет истинным духовно зрелым и нравственно чистым человеком.

_________________________

1

Как вы были младенцами перед своими земными родителями,
так будьте младенцами перед своим Истинным
Отцом Богом.

  • Будьте нищими, как младенцы

Как младенцы ничего не имеют и не знают, кроме того, чтó дают им и чему учат их их родители, так и вы ничего не имейте и не знайте, кроме того, чтó даёт вам и чему учит вас ваш Истинный Отец — Бог.

  • Будьте плачущими, как младенцы

Как младенцы почти всегда находятся в мягком располо­жении сердца и в минуту лишения или боли склонны скорей заплакать, чем ожесточиться, — так и вы, когда вам плохо и больно на душе, ни в коем случае не ожесточайтесь и не озлобляйтесь, а только плачьте и зовите на помощь Отца вашего Истинного и де­лайте то, чтó Он скажет вам делать.

  • Будьте кроткими, как младенцы

Как младенцы кротки и покорны потому, что ни­чего не знают и не умеют в этом мире, и вынуждены, чтобы жить, покоряться всем, кто старше и сильнее их, — так и вы доверчиво и простодушно покоряй­тесь Воле Отца вашего Истинного, чтобы научиться жить в Его Мире, в Котором вы ещё ничего не знаете, не понимаете и не умеете.

  • Будьте чисты мыслями, как младенцы

Как младенцы чисты мыслями и потому их так легко научить чему угодно, — так и вы должны очистить свои мысли от всей мирской грязи, какая в них есть, чтобы Отец ваш Истинный мог научить вас тому, чтó необходимо вам для жизни в Его Мире. Очищение мыслей — тяжелейший труд, тяжелей которого нет ничего на Земле; без помощи Отца–Бога свер­шать этот труд никому не под силу, и поэтому тот, кто хочет очистить себя, должен постоянно и слёзно взы­вать к Отцу и всеми силами умолять Его о помощи. Обретший чистоту мыслей, становится на путь усыновления Богу.

  • Будьте правдивы, как младенцы

Как младенцы всегда повинуются своим внутренним порывам, но их нужно останавливать там, где их поведение может причинить вред им и мучения другим людям, — так и вы всегда повинуйтесь своему внутреннему голосу, останавливаясь только там, где ваше поведение на­рушает жизнь и покой других людей и вредит вашей соб­ственной жизни. Как взрослые постепенно изгоняют из ребёнка правдивое и искреннее существо, так и вас за ваше, даже не причиняющее никому вреда, правдивое и естественное поведение, постепенно вы­теснят и изгонят отовсюду в этом мире. Но вы должны преодолевать страх и смущение от такой участи, потому что, благодаря именно такому пути, вы станете истинными детьми Бога.

  • Будьте безответны, как младенцы

Как младенцы безответны, когда их ругают за по­слушание сердцу и разуму, — так и вы, когда люди будут ругать и оскорблять вас, упрекать и унижать за ваше послушание Отцу, не пытайтесь оправды­ваться и доказывать им свою невиновность, ибо они всё равно ничего не поймут. Лучше радуйтесь тому, что Отец ваш Истинный видит чистоту вашей души, и это будет утешением вашим от тех огорче­ний, какие причинят вам слепые и равнодушные люди.

  • Будьте простодушны, как младенцы

Как младенцы никаких своих мыслей и чувств не считают ничтожными и не стоющими внимания, а равно доверчиво повинуются любому своему чувству и любой своей мысли, — так и вы не мудрствуйте лу­каво, а смело доверяйтесь и покоряйтесь всякому своему чувству и всякой своей мысли до тех пор, пока ясно не увидите, что от этого происходит вред и опасность, а не добро и жизнь для вас и для других людей.

  • Будьте искренни, открыты и целостны, как младенцы

Как младенцы ни от кого не скрывают своего ис­тин­ного лица, но и не выставляют его напоказ, — так и вы никогда не скрывайте от людей своей истинной сути, но и не выставляйте её напоказ без крайней нужды.

Как младенцы во всех своих поступках ищут по­хвалы и одобрения только от любящих их взрослых, а не от сверстников, — так и вы во всех ваших делах и по­ступках ищите похвал и одобрения только от Отца вашего Истинного, а не от людей, окружающих вас. И не потому, что искать похвалы от людей — плохо, нет, а потому, что ни один человек на Земле не сможет ни похвалить, ни поругать вас справедливо — так, кáк вы того заслуживаете, со­ответственно не вашим поступкам, а вашим намере­ниям. Люди видят только проявления ваших намере­ний, но самих намерений они видеть не могут, а зна­чит только догадываются о них или измышляют их, и поэтому и ругать и хвалить будут не вас, а то, чтó они придумали о вас, то есть в любом случае будут или льстить вам или клеветать на вас. Вся ваша жизнь окажется ложной, если вы будете руководиться лож­ными оценками поверхностных и равнодушных людей. Вы же стремитесь к жизни истинной и под­линной. Истинна и подлинна та жизнь, которая руко­водится истинными, не придуманными оценками. Ис­тинные же, не придуманные оценки вашему поведе­нию может дать только ваш Истинный, видящий ваши намерения, Отец. Только пред Его взглядом — одобряющим или порицающим ваши намерения — вы будете точно знать, ктó вы, чегó достойны, чтó сделали, чтó вам ещё предстоит сделать, в чём вы виновны, в чём правы, за чтó должны просить прощения, относительно чегó можете быть спо­койны. Покоряясь только Его мнению о вас, вы уз­наете, чтó на самом деле зло и чтó на самом деле добро, гдé закон Божеский, а гдé вымыслы чело­веческие; с чéм нужно бороться в себе, чтó изгонять или подчинять, а чемý нужно обязательно давать ход, поко­ряться и всячески поддерживать в себе. Слу­шаясь только Его голоса, вы будете жить истинной, вечной и, главное, вашей, а не чужой, придуманной и заим­ствованной жизнью. Глядя в глаза Отца, вы всегда будете знать, комý, когдá, гдé и сколько вы должны послужить; когдá, гдé, сколько, кáк, ради чегó и от чегó воз­держаться. Глядя же в глаза не знающих вас людей и подчиняя свою жизнь их превратным мне­ниям и суждениям о вас, вы будете всё делать только наобо­рот, только невпопад, только не вовремя и только не­уместно и неправильно. Служить вы бу­дете не тому, кто нуждается в вашем служении, а тому, кто может обойтись без вас; молиться вы бу­дете на ветер, потому что Отец–Бог не слушает того, кто не слушает Его; поститься и голодать вы будете только для своего вреда и погибели, потому что не подчи­нённое Воле Бога самоотречение и воздержание лишь от­нимает силы, лишает необходимого здоровья, зато наполняет душу гордыней и презрением к людям.

  • Будьте беззаботны, как младенцы

Как младенцы никогда не занимаются накоплением денег, рабов, имущества, пищи, одежды или жилья, а во всём и всегда полагаются на родителей, — так и вы никогда не занимайтесь накопительством и порабощением живых существ, а во всём и всегда полагайтесь на Отца вашего — Бога, Который никогда не оставляет и не забывает тех, кто доверяет Ему свою жизнь. Если вы занимаетесь накопительством или порабощением жи­вых существ, значит вы не верите в то, что Отец ваш думает и заботится о вас; а если верите, то за­чем ко́пите и порабощаете ? Где́ вы видели таких детей, которые бы при живых родителях зани­мались накопительством и рабовладением ? Это только сироты живут так: хватают, накапливают и порабощают всё, что попадается им под руку, и они правы, ведь о них никто не заботится, никто не ду­мает о них. Но разве вы сироты ? Вы же видите, что каждый день вы едите и пьёте, одеваетесь и укры­ваетесь, моетесь и согреваетесь, имеете всё необходи­мое для жизни. И всё это необходимое попадает к вам, большей частью, неведомыми для вас путями, часто через людей, которые даже не знают вас, не знают ваших потребностей и нужд, ваших вкусов и привы­чек, особенностей вашего организма и состояния ва­шего здоровья, и, тем не менее, через них приходит к вам всё необходимое и полезное для вашей жизни. Так неужели вы не понимаете, Кто всё это делает для вас ? Многое, как вам кажется, вы и сами делаете для себя, но и для того, чтобы самому что-то сделать для себя, нужно немало: нужны силы, нужно здоровье и разумение, знания и умение, помощь других людей, а также мно­жество иных благоприятствующих обстоятельств и условий — это что́, всё вы сами можете обеспечить для себя ? Нет, конечно же. Так Кто́ же всё это де­лает для вас, как не Отец ваш Истинный, Который всё мудро предусматривает, заготовляет, распределяет и подаёт вовремя, в нужной мере, в нужном месте для истинной жизни и блага вашей души ? А истинная жизнь и благо вашей души заключаются только в вашей любви к вашему Отцу и к людям–братьям. Любящий человек не думает о своём теле, не волнуется о своей матери­альной судьбе. Так и вы, для того, чтобы избавиться от назойливых и бессмысленных житейских тревог и волнений и освободиться от страха за свою матери­альную и телесную жизнь, — люби́те, безоглядно отдавайтесь любви, не противьтесь жалости к людям, не по­давляйте в себе желаний и стремлений любви, движе­ний милосердия и сострадания к ближним. В совер­шенстве развитая любовь уничтожает любые страхи, и безукоризненно проявляемая жалость побеждает любые пороки, очищает сердце, воспитывает разум, направляет к жизни, спасает от смерти.

Одни трудятся–надрываются, другие тру­дятся–воруют. Но ваш труд должен заключаться лишь в понимании и исполнении Воли Отца вашего Ис­тинного и в вашем любовном и добросовестном служе­нии несчастным и искалеченным братьям и сёстрам. Именно этим трудом вы должны добывать себе веч­ное благо и временные подспорья для вашей земной жизни. Пища, одежда, жилище, деньги и всё необхо­димое для тела должно быть у вас следствием вашего напряжения в познании и чувствовании Воли Отца вашего Истинного, вашего послушания Совести и вашего посильного телесного труда, а не следствием душепогубляющих телесных надрывательств, умствен­ной хитрости или подлого воровства.

Вы должны всегда знать и помнить, что истинный труд — это не телесная и не умственная работа, не каторга и не во­ровство, не обман и не насилие, а только любовь и жалость к людям и исполнение Воли Отца вашего Ис­тинного, осуществляемые постоянными усилиями со­знания, напряжением духа, непрестанной работой сердца, разума и души.

  • Будьте настойчивы, как младенцы

Как младенцы, если им что-то нужно, бывают неот­ступны в своих просьбах и требованиях и настойчиво просят родителей до тех пор, пока те не дадут им не­обходимого, — так и вы всё, что́ необходимо вам для вашей истинной жизни, просите у Отца вашего Ис­тинного настойчиво, упорно и неотступно до тех пор, пока Он не даст вам того, что́ вы просите. Если же вы не поступаете так, вы не станете истинными духов­ными детьми, а не став истинными духовными детьми, вы никогда не станете истинными духовно взрослыми и нравственно зрелыми людьми.

Главное же, первое и постоянное, о чём вы должны слёзно просить и сердечно умолять Отца ва­шего Истинного — это то, чтобы в совершенстве научиться понимать и чувствовать Его Волю, ибо, не понимая и не чувствуя Её в совершенстве, вы не сможете в совершенстве Её исполнять.

  • Будьте послушны, как истинные дети

Каждый родитель признаёт за своих не тех де­тей, которые родились от него, называют его отцом, а на деле поступают по-своему, а тех, которые пови­ну­ются его воле, добросовестно исполняют его при­ка­казания и имеют одинаковое с ним отношение к жизни. Так и вы, если хотите быть истинными детьми Бога, не подражайте неискренним и лукавым людям, кото­рые, вместо того, чтобы слушаться Бога и испол­нять Его повеления, любить людей и беречь их жизнь, строят для Него ненужные Ему храмы и церкви, со­вершают для Него бессмысленные жертвоприноше­ния, приносят Ему бесполезные для Него дары, поют в Его честь хвалебные песнопения, обращаются к Нему в льстивых и витиеватых молитвословиях, пи­шут о Нём горы книг, налагают на себя бесплодные труды и тяготы, — и всё только для того, чтобы Он позволил им жить так, как им хочется, — не де­лайте так, потому что Отец–Бог никогда ничего не требует от людей для Себя Самого, а уговаривает их и упрашивает их слушаться Его только для их же соб­ственного вечного блага.