"Царицыно"- государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник на юге Москвы. Этот статус ему присвоили в 1992 году, когда судьба наконец "улыбнулась" незаслуженно заброшенному долгострою. До 1684 года село, которое находилось в этой местности, носило неблагозвучное название Чёрная грязь, пока не была построена небольшая церковь во имя иконы Божьей Матери "Живоносный источник". В честь этого храма село получило новое название Богородское. В 1775 году Екатерина II выкупила это поместье у его владельца Кантемира за 25 000 рублей, и повелела построить здесь царскую резиденцию. С тех пор село стало именоваться Царицыно. Возведение дворцового комплекса было поручено В. И. Баженову. Через десять лет, когда павильоны и дворец почти были построены, Екатерина раскритиковала в пух и прах Баженова, приказала почти всё переделать, и поручила строительство новому архитектору - М. Ф. Казакову. Глобальная реконструкция продолжалась до кончины императрицы в 1796 году, после чего остановилась, поскольку потомки императрицы особого интереса к Царицыно не проявляли.
После прокладки Московско-Курской железной дороги в 1884 году Царицыно облюбовали дачники. После революции, в 1920 году село стало посёлком Царицыно-Дачное, а позднее - Ленино. В 1960 году эта территория вошла в состав Москвы, как район Ленино, а в 1992 году ему вернули прежнее привычное название - Царицыно.
За годы советской власти разрабатывались разные проекты по преобразованию построек Баженова-Казакова. Предлагалось разместить во дворце Академию архитектуры СССР, Художественный институт Василия Сурикова, санаторий и даже - завод шампанских вин и шипучих напитков.
В 1984 году в Царицыно был создан государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, под руководством Ильи Глазунова.
В 90-е годы, после присвоения Царицыно статуса государственного музея-заповедника, его коллективу во главе с директором Всеволодом Ивановичем Аниковичем удалось отреставрировать несколько баженовских построек. Были восстановлены Фигурные ворота, Оперный дом, Малый дворец, два кавалерских корпуса, Большой и Фигурный мосты.
В 2005 году музейный комплекс передали в собственность города, и уже в 2006 году был отреставрирован Хлебный дом, а в 2007 году завершилось восстановление Большого Царицынского дворца. Архитекторы-реставраторы руководствовались планами создателей Царицыно - Баженова, и Казакова, но внесли и новые идеи. Постройки Баженова не понравились императрице. Дворец Казакова ругали все," кому не лень". Угодить критикам не удалось и современным архитекторам.
Между Хлебным домом и дворцом построили стеклянный павильон, в котором находится вход в подземный вестибюль с музейными кассами. За пару лет обустроили всю огромную территорию Царицыно, почистили пруды, отреставрировали садовые павильоны, в парке открыли музыкальный фонтан с подсветкой, разбили клумбы и замостили дорожки. В августе 2007 года состоялось торжественное открытие дворцового комплекса, в котором принимали участие Владимир Путин и Юрий Лужков. Последний - принимал деятельное участие в восстановлении Царицыно, будучи московским градоначальником.
Не всем нравится то, что получилось в результате реконструкции дворцовых построек, но это всё же лучше, чем было до восстановления. Судите сами, сравнивая фотографии дворца до и после реставрационных работ. Все фотографии из нашего семейного архива. Мы приезжали гулять в Царицыно, когда ещё там были руины, разруха и запустение. Правда фотографий не сохранилось с тех давних пор. Но снимки. сделанные в 2004, 2008 и 2018 годах всё же дают представление о том, какая огромная работа была проведена архитекторами и реставраторами.
В Хлебном доме проводятся концерты с участием лучших музыкантов и исполнителей. В атриуме под стеклянной крышей установлен небольшой орган немецкой фирмы Glotter Gets с тремя мануалами. На нескольких этажах Хлебного дома располагаются экспозиции музейного комплекса.
Баженов планировал построить около моста через царицынский овраг большой Кухонный корпус, задуманный, как важнейший элемент архитектурного ансамбля Царицыно. Раскритикованный Екатериной Хлебный дом перестраивал уже Казаков. В советские годы часть бывшего Кухонного корпуса, приспособленного под жильё, занимали коммуналки, которые просуществовали до 1970-х годов.
Арка с шипами украшает декоративную галерею, построенную по проекту Баженова в 1784-1785 годах. С реставрации этой галереи началось глобальное восстановление дворцового ансамбля Царицыно в 1985 году.
Эта ажурная галерея соединяет Большой дворец и Хлебный дом, выполняя при этом чисто декоративную функцию. Такой архитектурный приём позволил связать воедино главные постройки дворцового комплекса. Но до сих пор ходят слухи, что по переходам галереи должны были во дворец доставлять блюда, приготовленные на кухнях Хлебного дома.
Одно из лучших творений Баженова - Малый дворец на холме-пирамиде, унаследованной Царицыным от усадьбы Кантемиров. Прежним хозяином был укреплён высокий холм в виде конуса, на вершине которого стояла беседка, послужившая в 1775 году местом проведения заседания Государственного совета под руководством императрицы. Екатерина II была очарована своим новым приобретением, и расхваливала Царицыно, утверждая, что вскоре оно затмит древнюю усадьбу подмосковного Коломенского.
Построенный по проекту Баженова дворец по странному стечению обстоятельств носит название Оперный дом, хотя музыка в нём до конца XX века не звучала. Сохранившиеся стены дворца до 1988 года стояли в запустении. Реставраторы-архитекторы воссоздали дворец Баженова, современники которого сравнивали его творение с гигантским резным ларцом для драгоценностей. В 1996-2006 годах, до восстановления Хлебного дома и Большого дворца, Оперный дом был главным выставочным и концертным залом Царицыно.
Кавалерские корпуса были построены по проектам Баженова в 1776-1779 годах. Третий кавалерский корпус больше похож на дворец и увенчан башенкой-бельведером. В отличие от других построек времён Екатерины, этот дворец не был заброшен. Сначала в нём располагалась гостиница с трактиром, позже - дача, ещё позже - клуб с кинотеатром и музей. За долгие годы здание обветшало и лишилось башенки-бельведера. После реставрации в 2003 году дворцу вернули первоначальный облик, и сейчас в нём размещаются экскурсионные службы и культурно-образовательный центр.
Фигурный мост с башенками, построенный по проекту Баженова в 1776-1778 годах, выполнен в виде изящного виадука. Мост не перестраивался, в отличие от многих других объектов дворцово-паркового комплекса, и сохранился, хотя и не в лучшем виде, до начала реставрационных работ в 1990-х годах.
Реставрация Фигурного моста завершилась в 2006 году.
Эти фотографии сняты в 2004 году, ещё до финальной реставрации. Но все декоративные элементы моста уже восстановлены, и на северном пандусе, спускающемся в сторону церкви, сделаны пологие ступеньки.
Этот шедевр отечественных мостостроителей - самый большой мост, сохранившийся с XVIII века. До 1975 года он использовался по прямому назначению, пока не пришёл в аварийное состояние. Реставрировали Большой мост в 1985-1995 годах с помощью польских специалистов.
Многие усмотрели в готической форме моста массу загадочных символов, отражающих масонские идеи Баженова.
Храм Богородицы неоднократно менял свой первоначальный облик. Перестраивалась церковь и после приобретения усадьбы Кантемиров Екатериной. Последней глобальной реконструкции храм подвергся в 1883-1885 годах, когда колокольню надстроили ещё одним ярусом. После революции в церковном здании располагалась трансформаторная подстанция. В 1990 году храм передали Русской православной церкви, реставрационные работы завершились в 1998 году. Территориально, храм Богородицы находится в пределах музея-заповедника Царицыно.
В благоустроенном парке Царицыно проводятся различные городские праздничные мероприятия. Осенью в Москве проходит музыкальный фестиваль, под названием "Круг света". С 2013 года Царицынский парк стал одной из площадок, которую организаторы фестиваля задействуют для световых и мультимедийных инсталляций. Над прудами в небе создаётся подобие северного сияния, фасад Большого дворца превращается в огромный экран, на котором отображаются фантазийные картинки светодизайнеров, а Фигурный мост по вечерам превращается в сказочный портал с невероятно красивой подсветкой.
На фрагменте Яндекс карты видно, что ближайшая к музею-заповеднику станция метро "Орехово", рядом с которой находятся недавно сооружённые парковые ворота. Правда от этого входа до Большого дворца придётся немного прогуляться. Но этот путь удобнее, чем альтернативный маршрут от метро Царицыно до главного входа, к которому все привыкли.