Найти тему
Креативный продюсер

Бизнес на эмоциях. Про выгорание (часть 1)

Оглавление

Бизнес на эмоциях. Глава 1. Лидеры

Предыдущая

Выгорание

Многие из вас наверняка читали статьи про «эмоциональное выгорание». Несколько лет назад в интернете появилась статья Альфрида Лэнгле «Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение»

Доктор медицинских и философских наук Альфрид Лэнгле пишет:

«Причины выгорания. Говоря о причинах, в общем и целом различают три области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая сфера — социально-психологическая, или общественная — это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. Например, считается, что каждый год нужно отправляться в путешествие — и если я этого не могу, тогда я не соответствую людям, живущим в данное время, их образу жизни.

Но есть еще и третья причина, которая связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит мобинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо развивать организацию по-другому, вводить коучинг.»

На мой взгляд в креативных индустриях есть много профессий, где выгорание может накапливаться из-за нереализованности и незаконченности идей. В рекламной индустрии, когда вы работаете с клиентами, то зачастую больше 90% работы идет в корзину. Это не только разрушительно влияет на творческих сотрудников, но и создает некий груз нерожденных идей. Идей, которые не оценили, не дали реализоваться. Все это хранит наш с вами мозг как незавершенные дела.

В 2018 году мы в своей компании провели специальный коучинг от Романа Пивоварова из ADCONSULT. Одной из проблем, которые обсудили в кругу более чем десяти менеджеров нашей компании, выявилась проблема незаконченности проектов. Оказалось, что больше сорока процентов тендеров, в которых мы участвовали заканчивается ничем. У нас даже не было ответа от клиентов победили мы или проиграли.

Чтобы решить эту проблему Роман предложил нам назначить день, где мы бы хоронили проекты. Чтобы у нас не оставалось эффекта незконченности, чтобы сотрудники со спокойным сердцем начинали новые проекты нам необходимо просто собираться и говорить проектам «А и пошли они…»

Принцип. Хороните старые проекты.

В творческих профессиях вроде тех, мы очень часто встречаем людей с подобными проблемами "творческого выгорания". Иногда, люди, которые работают копирайтерами или дизайнерами, как кажется, даже упиваются своим горем, отсутствием цели и жалостью к себе. Наверное, каждый руководитель рекламного агентства сталкивается с такими проблемами в коллективе.

Я не хочу умолять значение творческого выгорания, я очень уважаю мнение, состояния и стараюсь по мере сил и своих возможностей вникать и сочувствовать людей. Но иногда, мне кажется, что люди используют тему эмоционального выгорания в своих целях.

Сотрудник начинает лениться, подводит команду, делает свою работу откровенно плохо. Сразу это никогда не бывает заметно. А когда начинаешь с ним говорить о его поведении, то он тебе говорит, что ему нужны новые перспективы, больше отвественности, он не чувствует, что делает, что-то важное. Потом ему нужно поставить свой стол наискосок, потому что к нему не приходит дзен.

Зачастую в моей команде происходило так, что руководитель начинал сочувствовать такому сотруднику. Человек не работал, занимался посторонними делами за рабочим местом, а его руководитель вместо того, чтобы рассчитать такого человека, прикрывал его лень эмоциональным выгоранием.

Когда у тебя творческая команда и вы вместе делаете проект, то всегда может кто-то подхватить работу и ответственность размоется на всех. Значит можно халтурить. А если люди начали обращать внимание, что ты не справляешься, то первый способ сохранить комфортное место — это сказать, что вдохновение ушло, что нужна мотивация и прочее, прочее.

Лень, халтура, нежелание помогать коллективу — это первые признаки червя разъедающего человека. А "отсутствие вдохновения" для любого творческого человека — это фиговый листочек, прикрывающий его нежелание работать качественно.

Конечно, мы не профессиональные психологи и распознать, когда человеку нужно протянуть руку, а когда понять, что он манипулирует твоим мнением, довольно сложно. Но на мой взгляд в компании всегда есть возможность дать человеку разобраться со своими проблемами и вернуться с новыми силами. Либо предложить не издеваться над собой, если работа не в радость, и покинуть компанию. Оба этих варианта на мой взгляд вполне цивилизованные способы разобраться в ситуации и понять нужна ли помощь человеку.

Принцип. Если ваш сотрудник регулярно жалуется на выгорание, предложите ему отпуск или смену работы. Откровенный разговор об этом поможет понять человеку, что в действительности с ним происходит и чего он хочет.

Я встречал в своей работе и такие истории, что "эмоциональное выгорание" использовалось сотрудниками как способ повысить себе зарплату. К сожалению, мало людей способны честно оценить свой вклад в общее дело и понять заслуживают ли они повышения или нет. Но жизненная ситуация, уровень комфорта требует повышения оклада. А связать работу с просьбой о повышении довольно сложно. Поэтому люди жалуются на некие внешние или внутренние обстоятельства, которые не дают им возможности делать свою работу лучше.

К сожалению, легкого способа или совета, как быть в этой ситуации у меня нет. Потому что каждый человек должен уметь формулировать свои желания и цели. Думаю, что такие ситуации можно разрешить только регулярными разговорами со своими сотрудниками.

продолжение ...