Бизнес на эмоциях. Глава 1. Лидеры
Выгорание
Многие из вас наверняка читали статьи про «эмоциональное выгорание». Несколько лет назад в интернете появилась статья Альфрида Лэнгле «Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение»
Доктор медицинских и философских наук Альфрид Лэнгле пишет:
«Причины выгорания. Говоря о причинах, в общем и целом различают три области. Это индивидуально-психологическая область, когда у человека возникает сильное желание отдаться этому стрессу. Вторая сфера — социально-психологическая, или общественная — это давление извне: различные модные течения, какие-то общественные нормы, требования на работе, дух времени. Например, считается, что каждый год нужно отправляться в путешествие — и если я этого не могу, тогда я не соответствую людям, живущим в данное время, их образу жизни.
…
Но есть еще и третья причина, которая связана с организацией систем. Если система предоставляет отдельному человеку слишком мало свободы, слишком мало ответственности, если происходит мобинг (травля), тогда люди подвергаются очень большому стрессу. И тогда, конечно, необходима реструктуризация системы. Необходимо развивать организацию по-другому, вводить коучинг.»
На мой взгляд в креативных индустриях есть много профессий, где выгорание может накапливаться из-за нереализованности и незаконченности идей. В рекламной индустрии, когда вы работаете с клиентами, то зачастую больше 90% работы идет в корзину. Это не только разрушительно влияет на творческих сотрудников, но и создает некий груз нерожденных идей. Идей, которые не оценили, не дали реализоваться. Все это хранит наш с вами мозг как незавершенные дела.
В 2018 году мы в своей компании провели специальный коучинг от Романа Пивоварова из ADCONSULT. Одной из проблем, которые обсудили в кругу более чем десяти менеджеров нашей компании, выявилась проблема незаконченности проектов. Оказалось, что больше сорока процентов тендеров, в которых мы участвовали заканчивается ничем. У нас даже не было ответа от клиентов победили мы или проиграли.
Чтобы решить эту проблему Роман предложил нам назначить день, где мы бы хоронили проекты. Чтобы у нас не оставалось эффекта незконченности, чтобы сотрудники со спокойным сердцем начинали новые проекты нам необходимо просто собираться и говорить проектам «А и пошли они…»
Принцип. Хороните старые проекты.
В творческих профессиях вроде тех, мы очень часто встречаем людей с подобными проблемами "творческого выгорания". Иногда, люди, которые работают копирайтерами или дизайнерами, как кажется, даже упиваются своим горем, отсутствием цели и жалостью к себе. Наверное, каждый руководитель рекламного агентства сталкивается с такими проблемами в коллективе.
Я не хочу умолять значение творческого выгорания, я очень уважаю мнение, состояния и стараюсь по мере сил и своих возможностей вникать и сочувствовать людей. Но иногда, мне кажется, что люди используют тему эмоционального выгорания в своих целях.
Сотрудник начинает лениться, подводит команду, делает свою работу откровенно плохо. Сразу это никогда не бывает заметно. А когда начинаешь с ним говорить о его поведении, то он тебе говорит, что ему нужны новые перспективы, больше отвественности, он не чувствует, что делает, что-то важное. Потом ему нужно поставить свой стол наискосок, потому что к нему не приходит дзен.
Зачастую в моей команде происходило так, что руководитель начинал сочувствовать такому сотруднику. Человек не работал, занимался посторонними делами за рабочим местом, а его руководитель вместо того, чтобы рассчитать такого человека, прикрывал его лень эмоциональным выгоранием.
Когда у тебя творческая команда и вы вместе делаете проект, то всегда может кто-то подхватить работу и ответственность размоется на всех. Значит можно халтурить. А если люди начали обращать внимание, что ты не справляешься, то первый способ сохранить комфортное место — это сказать, что вдохновение ушло, что нужна мотивация и прочее, прочее.
Лень, халтура, нежелание помогать коллективу — это первые признаки червя разъедающего человека. А "отсутствие вдохновения" для любого творческого человека — это фиговый листочек, прикрывающий его нежелание работать качественно.
Конечно, мы не профессиональные психологи и распознать, когда человеку нужно протянуть руку, а когда понять, что он манипулирует твоим мнением, довольно сложно. Но на мой взгляд в компании всегда есть возможность дать человеку разобраться со своими проблемами и вернуться с новыми силами. Либо предложить не издеваться над собой, если работа не в радость, и покинуть компанию. Оба этих варианта на мой взгляд вполне цивилизованные способы разобраться в ситуации и понять нужна ли помощь человеку.
Принцип. Если ваш сотрудник регулярно жалуется на выгорание, предложите ему отпуск или смену работы. Откровенный разговор об этом поможет понять человеку, что в действительности с ним происходит и чего он хочет.
Я встречал в своей работе и такие истории, что "эмоциональное выгорание" использовалось сотрудниками как способ повысить себе зарплату. К сожалению, мало людей способны честно оценить свой вклад в общее дело и понять заслуживают ли они повышения или нет. Но жизненная ситуация, уровень комфорта требует повышения оклада. А связать работу с просьбой о повышении довольно сложно. Поэтому люди жалуются на некие внешние или внутренние обстоятельства, которые не дают им возможности делать свою работу лучше.
К сожалению, легкого способа или совета, как быть в этой ситуации у меня нет. Потому что каждый человек должен уметь формулировать свои желания и цели. Думаю, что такие ситуации можно разрешить только регулярными разговорами со своими сотрудниками.
продолжение ...