Найти тему
Олег Рассохин

Шаманы Якутии

В 2008 году на жителей небольшой деревни Бетюнь в Амгинском улусе Республики Саха (Якутия) свалилась напасть. Их дома стали уходить под землю, а на поверхность начали один за другим выходить гробы. Сельчане пришли в ужас от нашествия мертвецов и вспомнили о проклятии, которое наложили на Бетюнь шаманы.

Вера в сверхъестественные способности шаманов в Якутии сильна так же, как и в старину. Жители деревни вспоминают тот год с ужасом. Покойники возникали в самом центре Бетюни. То черепа, то кости, то скелеты. Такого страху все натерпелись, что словами не передать. А случилось всё после того, как летом в Якутии наступила небывалая жара. Казалось бы при чём тут мертвецы? Оказывается, посреди деревни в многолетнемёрзлых породах образовались так называемые клинья вечной мерзлоты. При высокой температуре впервые за много лет они принялись таять, земля стала опадать, в ней образовались провалы. Сначала на деревню обрушилась одна беда – в провалы стали падать дома. А потом на краю провала сошёл небольшой сель, и из открывшейся породы начали выпадать гробы. Они летели на дно увеличивающегося прямо на глазах оврага. Гробы бились о землю, раскалывались, из них вываливались человеческие останки. Ближе к осени природа одумалась, и в Якутии ударили привычные морозы. Гробы вмёрзли в землю. Зрелище не для слабонервных: прямо из земли торчали черепа с пустыми глазницами.

Экологи били во все колокола: всему виной бездумное использование природных ресурсов Якутии, а именно то, что в советские годы отсюда грузовиками увозили гравий для строительства новой дороги, вот земля и «прохудилась».

У стариков было своё мнение. Жителю Бетюни сами виноваты: не следовало тревожить покой древних шаманов, нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и её обитателей. На деревенском сходе бетюнцы решили срочно принимать меры, не дожидаясь милости от властей. Все ледяные линзы засыпали опилом, сверху закидали землёй, овраг укрепили и повторно захоронили вышедших на поверхность покойников. Во время похорон пригласили якутских шаманов для специального погребального обряда. От лица всех сельчан шаман попросил у мертвецов прощения и задобрил духов, с тем, чтобы они не гневались на живых и вернулись в свой загробный мир.