Вспышка Великой французской революции 1789 года была вызвана, среди всего прочего, экономическим кризисом и анахронизмами феодального устройства общества. У государства были огромные долги, которые углубляли расходы, связанные с войной США за независимость. Большая часть бюджета в таких условиях выделялась на содержание королевского двора, что не нравилось простым гражданам. В 1789 году Франция также подверглась неурожаю, следовательно, общество государства одного из самых густонаселенных стран Европы, третье по величине, страдало от сильного голода и нищеты.
Французские разделения социума были очень явными во французском обществе. Первое сословие состояло из дворянства, второе из духовенства - они имели право не только на большое количество различных привилегий и возможности занимать высокие должности, но также были освобождены от уплаты многих налогов, которые, в свою очередь, за них должны были платить крестьяне и бюргеры, которые, в свою очередь, создавали третье, беднейшее сословие. Неудивительно, что в конце XVIII века во Франции усилилось социальное напряжение, что в итоге привело к революционным беспорядкам.
С началом революции начали формироваться политические партии. Одним из них был Бретонский клуб, позже переименованный в Демократическую Ассоциацию друзей Конституции и более широко известный под именем Якобинского клуба. Якобинцем был Жак-Луи Давид, позже известный придворный художник Наполеона Бонапарта.
Жак-Луи Давид родился в Париже в 1748 году. Он очень рано потерял отца, который погиб на дуэли - после его смерти мать отдала своего маленького сына Жака-Луи на воспитание дядьям.
Мальчик с детства интересовался литературой и изучением языка, но больше всего времени уделял рисованию, поэтому и было принято решение направить его на занятия в мастерскую живописи Жозефа Мари Вьенна.
Давид мечтал выиграть престижную Римскую премию, которую он получил только после четырех лет усилий, в 1774 году. Благодаря победе он смог отправиться в путешествие в Италию, где восхищался старинными скульптурами и современной живописью. Это повлияло на творчество молодого художника - до этого времени он писал в основном на в стиле рококо, вдохновленный, среди прочего, стилем знаменитого Франсуа Буше, а итальянское путешествие заставило его повернуть к классицизму. Вернувшись во Францию, в 1784 году, по приказу короля Людовика XVI, он напишет "Клятву Горация" - шедевр, являющийся ярким примером неоклассицизма.
Вскоре после этого Жак-Луи Давид начинает участвовать в политической деятельности и присоединяется к якобинцам. Он использует свое искусство в пропагандистских целях - рисует работы, которые ссылались на постулаты, провозглашенные во время революции. Образцами этого периода его творчества являются "Клятва в зале для игры в мяч" 1790 года и "Смерть Марата".
На фото - картина Жак Луи Давида - "Смерть Марата", 1793 г.
Интересная история связана с созданием второй картины "Смерть Марата". Дэвид дружил с Жаном Полем Маратом, который во время революции был журналистом, очень стойким и радикальным политическим активистом. Ранее Марат работал врачом, руководил физической лабораторией, публиковал научные статьи. С началом революции он отказался от исследований и решил стать журналистом. Уже в 1789 году он опубликовал свой собственный журнал, которому со временем было присвоено название "Друг народа".
Марат в своих текстах критиковал аристократию, призывал к кровавым расправам над ней, требовал гибели многих ее представителей на гильотине, в том числе и короля Людовика XVI. Марат критиковал даже революционеров, которые, по его мнению, отвергали слишком радикальные шаги и действовали слишком мягкими методами. По этой причине жирондисты обвинили его в действиях, приносящих вред нации. Жирондисты были политической группой, которая провозглашала умеренные революционные идеи во время революционного движения. Неудивительно, что Марат в некоторых кругах был не очень популярен и любим, и ему часто приходилось скрываться, поскольку он, вероятно, был ответственен за смерти многих аристократов. Это, безусловно, было главной причиной, побудившей Марию Анну Шарлотту Корде убить Марата.
Шарлотта Корде принадлежала к группе жирондистов. Она приехала в Париж специально для этой цели и надеялась убить его во время собрания якобинцев, но в то время Марат страдал от болезненного кожного заболевания (вероятно, он страдал экземой) и редко появлялся на публике, поэтому Шарлотта попыталась проникнуть в его дом.
Она сделала вид, что осуждает методы жирондистов и привела список имен некоторых из них. Марат согласился встретиться с Корде. Шарлотта нанесла дважды удар кухонным ножом по груди Марата, что повлекло немедленную смерть. Это случилось 13 июля 1793 года .
Корде даже не пыталась бежать, она знала, что ее арестуют. Она гордилась своим поступком, признала себя виновной и заявила, что при необходимости сделает это снова. Через четыре дня ее казнили на гильотине за убийство и измену стране.
Жак-Луи Давид был быстро уведомлен о смерти Марата и вызван на место преступления. Он увидел его окровавленным и лежащим на полу. Художник организовал похороны друга и решил написать свой портрет как дань его памяти.
Смерть Жан Поля Марата изображена вполне реалистично, но нет точной уверенности в том, что Марата действительно убили в ванной - упомянутая выше болезнь кожи революционного журналиста требовала частого их принятия, потому что только они успокаивали боль. Поэтому Марат проводил в ванной много часов в день, одновременно работая - писал тексты, отвечал на письма - это стало возможным благодаря доске на ванну, которая служила ему столом. За день до убийства Дэвид посетил Марата и увидел, как тот работает в ванной. Это повлияло на его решение изобразить сцену убийства друга во время принятия ванны.
Давид изображает смерть Марата с отсылкой к древности с помощью эстетики, чем служит путь представления обнаженной фигуры. Чтобы оправдать картину обнаженного тела, Дэвид поместил друга в ванну, которая не случайно напоминает древний саркофаг. Рядом с ванной находится деревянный ящик с чернильницей и пером, символом журналистской работы. Также на сундуке находится письмо, написанное Маратом незадолго до его смерти.
Письмо должно было включить просьбу о переводе денег матери пятерых детей, чей муж умер в защиту своей родины. Вы можете видеть банкноту на листе бумаги. Дэвид хотел показать своего друга великодушным героем, а не тем, кто подписывает унизительные послания.
Художник возложил послание на деревянный ящик: «Марату от Давида".
Давид представил Марата идеализированным образом. Его тело написано в христианском стиле, голое, молодое, мускулистое, с гладкой кожей, без явных признаков неприятного заболевания. Его лицо имеет благородные черты и выглядит спокойным. В одной руке он держит поддельную письмо от Шарлотты Корде, вторая рука опущена, свисает, и напоминает образ Христа на картине Караваджо "Положение во гроб".
"Смерть Марата" намеренно соотносится ко святым мученикам, как будто Давид хотел создать новую иконографию, подчеркнув мученичество Марата во имя революционных идей. Марат стал одним из символов революции того времени, а творчество Давида называли "Пьетой революции".
В этом произведении также можно увидеть определенную отсылку на конвенцию в стиле барокко, согласно которой фигуры святых на картинах, казалось, появлялись из тьмы отображаясь с помощью яркого света, благодаря чему их силуэты образовывали сильные контрасты, характерные для кьяроскуро, что также можно увидеть на картине Давида. Некоторые фрагменты тела Марата более яркие, другие затенены. Свет сыграл символическую роль, он должен был подчеркнуть то, что является наиболее важным на картине.
Фон также играет значительную роль в изображении. Серое и пустое пространство подчеркивает тишину и спокойствие, которые исходят от картины. Образ Давида изначально висел в зале заседаний Национального собрания. Однако когда прошло время признания Марата героем революции, портрет был снят и сохранен учеником художника.
Жак-Луи Давид стал придворным художником Наполеона в 1804 году. Он написал, среди прочего, знаменитое картину "Коронация Наполеона" и многочисленные портреты императора. После падения правителя и возвращения Бурбонов на престол, Давиду пришлось бежать из Франции. Он поселился в Брюсселе, где и умер в 1825 году. Семья художника пожаловала "Смерть Марата" Королевским музеям изящных искусств в Брюсселе в благодарность за то, что Давид нашел убежище в Бельгии после вынужденного побега из Франции.