Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про знаменитого художника-модерниста Амедео Модильяни. Его жизнь кажется даже слишком нарочитой иллюстрацией к понятию "богемная". Красавец, талант, любимец женщин, человек с невыносимым характером, он как будто целенаправленно губил свою жизнь, погружаясь в пучину вредных привычек. При этом он был болен чахоткой, а в те времена эта болезнь звучала как приговор.
О жизни Модильяни написаны книги, сняты фильмы, где он предстает во всей противоречивости своего больного таланта. Будучи красавцем и обладая мужским магнетизмом, Амедео буквально купался в женском внимании, но не во что не ставил его. Имея многочисленные романы и мимолетные связи, он все ждал любви, и эта любовь была ему подарена.
Все, кто знаком с биографией Анны Ахматовой, знают, что в 1910 году, сразу после замужества, она с Гумилевым поехала в Париж, где познакомилась с Модильяни. На картине Натальи Третьяковой показан эпизод этого знакомства. Здесь художник влюбленно смотрит на поэтессу, и она тоже явно испытывает к нему притяжение.
Известно, что Модильяни рисовал Ахматову, и эти рисунки она хранила. Но была ли между ними любовь? Несомненно, между ними были взаимный интерес и притяжение, но что до любви - то вряд ли. Ахматова была новобрачной, а Амедео кратковременно влюблялся во всех красивых женщин подряд, такова у него была натура. Не думаю, что Анна была чем-то особенным в его веренице женщин. Конечно, он увлекся ею, и она им, но это было недолгое увлечение.
Вот каким красавцем был Модильяни в те годы:
Родившись в респектабельной еврейской семье в Ливорно, молодой Модильяни приехал в Париж, потому что в начале ХХ века этот город был центром художественной жизни Европы и диктовал нормы нового вкуса. Именно здесь, в многочисленных кафе Монпарнаса, клубилась тогдашняя богема, юные гении, которые перевернут представление об искусстве. Модильяни хотел быть одним из них и действительно стал таким, но сам не узнал об этом...
Уверенный в своем таланте, Амедео хотел жить за счет него, но не разменивать его на коммерческие заказы. Поэтому он фактически нищенствовал, так как на его работы покупателей не находилось.
Прибыв в Париж, он поначалу примкнул к кружку, возникшему вокруг Пабло Пикассо. Но кружиться в орбите другого гения он не хотел. Его творчество не находило отклика, и Модильяни отдалился от неистового испанца. Тут появился человек, который увидел в Модильяни глубокий талант - поляк Леопольд Зборовски. Он стал его агентом и начал продвигать его картины.
Меж тем Амедео жил почти постоянно то в наркотическом, то в алкогольном угаре. Очнувшись, он обнаруживал в своей постели очередную любовницу, писал очередную картину и опять погружался в дурман. Все это происходило на фоне прогрессирующего туберкулеза.
Однажды знакомая скульпторша познакомила его с юной девушкой, студенткой Академии. Это была 19-летняя Жанна Эбютерн. Модильяни влюбился. Ему казалось, что он встретил женщину своей мечты. Вот о ком он грезил!
Так начались их воистину угарные отношения. Образ жизни Модильяни не изменился. Он продолжал пить, доходил до невменяемого состояния, вел себя вызывающе. Жанна относилась к этому с удивительным спокойствием. Она вообще была тихой, терпеливой девушкой. Через год после начала отношений она родила дочь.
Модильяни вел себя, с точки зрения нормального человека, ужасно. Иногда он бил Жанну. Порой они молча сидели рядом на улице, глядя в небо. Говорили друг с другом немного. Но жить друг без друга они уже не могли. Жанна забеременела вновь. Амедео умирал. Но вел он себя по-прежнему: с утра, оставив Жанну одну, он уходил пить, шатался по кафе, наконец, доходил по положения риз, тогда Жанна отыскивала его в очередном кабаке или на мостовой рядом с ним, тащила домой, умывала, укладывала в постель.
Зборовски был в отчаянии - Модильяни не выполнял уговор, писать две картины (или рисунка) в неделю. Как-то он упрекнул Жанну в том, что она не останавливает художника на пути к его гибели и был шокирован ее ответом: она сказала, что ему нужно умереть, потому что после смерти наступит его слава, и все узнают, что он гений и ангел.
Когда художник творил, Жанна была воистину его музой. Он создал десятки ее портретов.
Модильяни умер от последствий своей бурной жизни в 36 лет. Жанна была на восьмом месяце беременности. Вернувшись домой после похорон, она бросилась из окна.
Почитайте еще на моем канале:
Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников
Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
На канале мужа:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника