Традиционную африканскую музыку обычно не называют созерцательным искусством.
Скорее всего, она считается функциональной. Функциональная музыка выросла из ритуала, работы или игры, она мотивирована извне. Музыка связана со всеми сферами жизни: работой, отдыхом, борьбой, празднованием, пиршеством, отдыхом, ожиданием или путешествиями.
Анализ традиционной африканской музыки не может быть полностью понятен, если в нем не учитывается социальный или вне музыкальный контекст, он всегда должен учитывать специфику деятельности, к которой относится музыка. Однако при каждом внимательном прослушивании традиционные африканские исполнители сплетают вокруг музыкального объекта сеть смыслов, заново связывая ее с каждым последующим выступлением. Теоретически, прослушивание и восприятие африканской музыки все еще оправдывается ее взаимосвязью с танцем.
Другим элементом, чрезвычайно важным для понимания сути африканской музыки, является осознание того, что африканская музыка должна рассматриваться наравне с африканскими языками. Другими словами, музыку следует рассматривать на уровне музыкального языка, который является внутренним для различных композиций, и на уровне, дополняемом словесным языком. Действительно, языковые и лингвистические аспекты африканских композиций настолько взаимосвязаны, что их невозможно разделить.
Слова песен, игра на музыкальных инструментах, танцы - это продолжение постоянных социальных традиций.
Все, что есть речь, общение, послание, сообщение, речь звуков и жестов. Это результат высоко музыкальной природы африканских тональных языков. В той мере, в какой ритм и тон речи являются определяющими чертами природного языка, африканские языки можно охарактеризовать как музыку.
Африканская идея создания и использования музыкальных инструментов для передачи содержания разговорного человеческого языка имеет логическое продолжение в закодированном танцевальном языке. В большинстве африканских культур танец воспринимается и развивается как невербальная среда, с помощью которой истории и метафоры культуры становятся видимыми и ощутимыми. Танцы проявляются в ментальном состоянии общины, танцы представляют собой священные мифы, иллюстрируют практические знания общины, раскрывают тайны племен, или являются описанием событий.
Танцы могут быть визуальным выражением разговорного языка в том же смысле, что и барабанная игра на барабанах - фонетическая текстура речи. Среди африканских исполнительских видов искусства каждое выступление известного танца с формализованной или своеобразной хореографией, а также в массовых танцах является одновременно художественно-эстетический опытом и иногда передачей культурных смыслов. Литература увековечила общую веру в биологические детерминанты разнообразия музыки и африканского танца. Об этом свидетельствует способность сохранять разделение движения, т.е. способность африканских музыкантов или танцоров играть, или танцевать одновременно в самых разных ритмах. Следует помнить, что танцевальное поведение - это естественный рефлекс африканца, проявление отношения к текущей ситуации. Эта разница в реакции движения африканцев может быть объяснена постоянным культивированием определенного типа музыкального и танцевального поведения, которое на протяжении многих поколений передавалось детям матерями, начавшееся в дородовой период. Суть музыки и африканского танца заключается в том, чтобы выступать группами, а также в том, чтобы продемонстрировать общность и сплоченность коллектива. Музыка и танец являются основой социального общения.
Музыка - это коллективное противостояние различных позиций, направленное и координируемое отдельными лицами, назначенными для выполнения конкретных функций. Поэтому он является институционализированным актом. Можно использовать метафору о том, что музыка Африки - это большая общественная дискуссия, в которой принимают участие и танцоры. Основой диалога является обмен "вопросами" и "ответами" между соответствующими группами.
И когда мы осознаем, что Африка - колыбель человечества, что в каждом из нас укоренился первобытный ритм, который, к сожалению, исчезает во множестве цивилизационных условий, тогда первобытная музыка обретает совершенно новое значение.