Одно из самых важных событий за последнее время в индустрии отечественных изданий комиксов. "Провиденс" Алана Мура, автора "Хранителей" и "V значит Вендетта". Оригинал вышел в 2015-ом году, после чего Мур написал четвертый том "Лиги выдающихся джентльменов" и в очередной раз объявил об уходе из комиксов. На этот раз окончательно (будем надеяться, что нет).
Один из самых частых вопросов, которые задают продавцу комиксов (да и книг тоже): "Посоветуйте что-нибудь в духе Лавкрафта". Конечно, есть несколько адаптаций рассказов, но они посредственные, поэтому начинаешь искать что-то косвенно связанное с ним - например, "Фелл" Бена Темплсмита про мистический городок и нуарного детектива.
А "Провиденс" это словно весь Лавкрафт в одной книге. Хронологически это третья и заключительная книга из трилогии Мура про Лавкрафта. Первые две - "Двор" и "Неономикон" - не издавались на русском языке. Издатель решил начать сразу с третьей.
Мир Мура
Я ничего не знал о "Провиденсе" до его прочтения и побаивался браться за позднюю работу Мура, тем более третью часть по хронологии.
Пик его карьеры пришелся на середину 80-ых когда он перевернул индустрию комиксов с "Хранителями", "Вендеттой", "Убийственной шуткой", "Мираклменом", "Прометеей", "Лигой выдающихся джентльменов", "Болотная тварь" - мне даже сложно сказать, что из этого мне нравится больше.
В новом тысячелетии Мур начал "сходить с ума" в сознании общественности и стал отдаляться от популярной культуры. Он начал экспериментировать с жанром и формой. Например, в его скандально известном комиксе "Lost Girls" Мур пытался управлять вниманием читателя, пытаясь найти баланс между порнографией и сторителлингом. В 2011 вышла книга "Иерусалим", 1000+ страничный эпос в трёх частях о родном индустриальном городке Мура Нортгемптон в родной Великобритании. Мур сразу предупреждает, что дочитать книгу практически невозможно и сделано это намеренно.
"Провиденс" больше относится к классическому Муру. История оказалась самодостаточной: у нее своя завязка и грандиозная развязка, но для полного понимания заключительной 12-ой главы стоит почитать "Неономикон". Но не обязательно.
В чем сюжет? Молодой журналист увольняется с работы в Нью-Йорке и отправляется в глубинные штаты Новой Англии чтобы написать журналистское расследование о некой книге, которая сводит с ума тех, кто ее прочитает.
Я обожаю Мура. Я считаю его абсолютным гением современной литературы, он посланный миру пророк и спаситель как минимум жанра комиксов (это вряд ли можно назвать лестью, так как о себе он говорит примерно то же самое). Мур также известен своим затворничеством, дотошностью к собственным работам и критикой в адрес Голливуда, который пытается его шедевры периодически экранизировать для массового попкорнопоедателя.
А теперь Мур сам выступил в качестве "экранизатора": перенес чужую прозу в формат комикса (причем невероятно кинематографично), причем дотошно, интертекстуально.
Чтобы постараться без спойлеров, "Провиденс" это все главные сюжеты Лавкрафта в одном томе и одновременно это изучение феномена его популярности - речь про Ктулху и Некрономикон, конечно же.
Это не первое "препарирование" эпох от Мура: в "Лиге выдающихся джентльменов" он изучал мир викторианской фантастической литературы, в комиксе "Из ада" - эпоху Джека Потрошителя в Лондоне, в "Хранителях" были 80-ые в США и пик холодной войны, мира на грани уничтожения от ядерной бомбы. "Прометея" это экскурс по Кабалле и картам Таро, "Болотная тварь" - о связи человека и природы.
А "Провиденс" - мир Лавкрафта и мистической Новой Англии. Роман можно считать не только художественной, но и научной работой о самом Лавкрафте, о том что его вдохновляло, о снах и реальности, о неизведанном и потустороннем.
А также о преемственности поколений авторов. Каждый писатель так или иначе вдохновляется предыдущим. Алан Мур не просто пересказывает Лавкрафта на свой лад. Он продолжает затронутые им рассуждения, развивает придуманные им темы: здесь есть элементы от одного и другого. И, несмотря на все, комикс увлекательно читать! До жути интересно! Это очень интересное детективно-мистическое путешествие вглубь мира Лавкрафта, и Ктулху там тоже есть (это не спойлер, он изображён на задней стороне обложки) на целых 500 с лишним страниц. Для меня это один из лучших комиксов за этот год, если не самый.
Мир Лавкрафта
Самая распространенная фраза, принадлежащая Лавкрафту, гласит: главная движущая сила в человеке это страх. А самый сильный страх это страх перед неизведанным.
Все мистические истории где зло пришло из глубокого космоса прорастают из Лавкрафта: Нечто, Твин Пикс, Настоящий детектив, Оно. Сходства очевидны.
Лавкрафт, в свою очередь, вдохновлялся собственными предшественниками и современниками.
В жизни Лавкрафт был совершенно скромным, вежливым, галантным, высоким худощавым ипохондриком - всю жизнь чем-то болел, не выносил зиму и холод. Обожал Эдгара По, Роберта Чемберса, лорда Дансени. В своем творчестве старался им подрожать. Обожествлял По и его мастерство скользить по жанрам: По мог написать и прозу, и стих, и мистику, и комедию, и лирику, и детектив. А Лавкрафт оказался по большей части заперт в стиле космического ужаса, за что себя критиковал.
Лавкрафт сожалел, что не написал полноценного романа, хотя всю жизнь об этом мечтал. Самое длинное его произведение это рассказ "Хребты безумия" если не ошибаюсь. Был ещё один рассказ который он собирался превратить в книгу но так и не добрался до этого. Он тратил очень много времени на переписку: за свою жизнь он написал свыше ста тысяч писем. Он говорил, что написал бы больше книг, если бы не уделял столько времени перепискам. Его корреспондентами были другие писатели, друзья и коллеги. Он зарабатывал тем, что исправлял чужие тексты, был редактором для начинающих писателей, иногда даже переписывал произведения других авторов за совершенно скромную плату. Человеком он был очень услужливым.
***
Об этом и повествует комикс Мура: откуда берутся идеи? Сны и реальность. Что было раньше. Как сны являясь плодом нашего разума раскрывают перед нами новые миры, в которые мы верим и передаем другим в виде рассказов, книг и другого творчества. Но в мире Лавкрафта сны - это целый потусторонний мир, в который нам иногда случается зайти, но, узрев ужас, мы не в силах его вынести, потому что всего лишь люди.
История "Провиденса" начинается якобы с адаптации рассказа "Тень над Инсмутом", но, пробираясь дальше сквозь текст, начинаешь понимать, что автор уводит тебя все дальше и дальше. По ощущениям, это что-то схожее с "Твин Пиксом" и "Настоящим детективом", но полностью в мире Лавкрафта.
В комиксе Мура главный герой - это частично портрет самого Лавкрафта: молодой журналист, который оставляет работу в газете Нью-Йорка, чтобы отправиться в глубину Новой Англии расследовать странные около мистические происшествия.
Параллель: Лавкрафт сам не прижился в Нью-Йорке, куда переехал, когда в первый и последний раз женился. Невеста уговорила Говарда перебраться в большой город, но Лавкрафт чувствовал себя в нем неуютно, постоянно болел и тяготел по родному Провиденсу и более размеренному течению жизни ново-англианских городов.
Не с проста на каждой обложке "Провиденса" изображено здание: Лавкрафт обожал старинную колониальную архитектуру (Новая Англия - одна из первых английских колоний, основавших поселение в Америке в 1600-ых).
Главные герои Лавкрафта это также дома и улицы и мистическое обаяние колониальной архитектуры 17-18 века. В своих рассказах он с упоением описывал старинные деревянные здания с двускатными крышами, а в жизни любил бесконечно бродить по мощеным улицам старого безлюдного Провиденса.
Он и самого себя относил к "пережиткам" прошлых веков: ему не было и 30 когда начинал всерьез заниматься написанием рассказов, но уже относился к себе как к старику: не только из-за шаткого здоровья, но и из-за тягости к 18-му веку (в жизни и в прозе он выражался довольно архаичным языком, за что многие считали его странным).
Цитирую главного героя "Провиденса" Роберта Блэка: "Насчёт стиля я не вполне уверен - то ли он слишком современен, то ли не в меру старомоден". Так и считал себя Лавкрафт при жизни, ведь, несмотря на то, что его слог считался старомодным, его фантастические идеи были новаторскими.
К слову, приведенная выше цитата из "Провиденса" взята не из самого текста комикса, а из писем между выпусками. Мур гениально играет с формой и размеренностью повествования. Он один из немногих авторов, который знает как можно эффективно предоставить читателю "передышку": действие каждого выпуска происходит в отдельном городе и после каждой главы писатель даёт читателю перевести дух и отдохнуть от графического повествования: между главами можно почитать страницы из дневника главного героя, который пересказывает от первого лица чувства от пережитых событий, а в некоторых местах персонаж сам пытается придумать свой рассказ под впечатлением от увиденного. Мур и здесь поднимает тему автора в авторе, а сами письма - ещё одна красивая отсылка к Лавкрафту, который часто использовал эпистолярный стиль в своих рассказах: его главные герои чаще всего ведут повествование именно от первого лица в форме писем или найденного дневника.
Есть ещё одна вещь, о которой часто спорят, рассуждая о личной жизни Лавкрафта: был ли он геем или асексуалом. Он был однажды женат, но об этом никогда не распространялся. В творчестве у него практически не фигурируют женщины. В комиксе "Провиденс" эта тема перенесена без подтекста на главном герое, а все женщины изображены абсолютно асексуально.
Внутри самого Лавкрафта бушевали тайные страхи, некоторые из которых писатель унес с собой в могилу. Приведу в качестве примера рассказ Лавкрафта из непривычного для него жанра космической фантастики: в истории "В стенах Эрикса" группа астронавтов попала на странную планету и угодила в невидимый лабиринт, из которого нет выхода. Они пытаются нащупать выход, проследить путь, но их следы смывает дождь. Они проводят в лабиринте несколько дней без еды и воды, страдают, а снаружи стоят пришельцы и потешаются над их беспомощностью. Рассказ читается как страшный сон. Может быть, настоящий сон Лавкрафта.
В общем, "Провиденс" работа глубокая, со множеством отсылок к оригиналам, но, в целом, эта работа получилась лавкрафтианско-аланомуровской: здесь есть элементы от одного и другого писателя. От Лавкрафта - идеи, от Мура - хорошие диалоги. Мир фантазии и действительности, автора и вымысла, вдохновения и подражания переплетены и невозможно найти настоящие источники сна. Лишь отголоски сквозь поколения.
После этой монументальной хочется увидеть аналогичные экскурсы по мирам По, Филипа Дика, Геймана, Стивена Кинга или вообще не фантастов - Хэмингуэя. Может, когда-нибудь, выйдет комикс "Нортгемптон" о вселенной Алана Мура, но, возможно, автор, который ее напишет, ещё вовсе не рожден, да и вряд ли это конец для великого и ужасного Мура.
Издательство: Fanzon
Переплёт: Твердый
Страниц: 560
***
Спасибо за внимание! Если хотите узнать больше о Лавкрафте, рекомендую ознакомиться с одноименной биографией от Л. Спрэга Де Кампа (издательство Амфора, 2008), если сможете ещё найти экземпляр. Про Мура можно почитать в качестве первого знакомства биографию "Алан Мур. Магия слов", которую выпустило издательство Fanzon в этом году. Но лучше ознакомиться с тем, пишет и снимает Мур о себе сам: книги Alan Moore Writing For Comics, авторские документальные видеофильмы Monsters, Maniacs & Moore (1987), The Mindscape of Alan Moore (2003), а также его интервью.
Из аналогичных интер- и мета-текстуальных комиксов могу порекомендовать It's a Bird о комиксах о Супермене, Dark Night о Бэтмене.