Последние лет 10 статус ВО конкретно дискредитировали. С каждым годом горе-выпускников все больше, а качество их знаний, кажется, продолжает падать. Отсюда получаем фразы аля «а зачем твой учится, вон у Славки 2 во и на рынке торгует» или «Степка с красным дипломом у Димки работает на предприятии, а у того только школа за плечами и то с тройками». В общем, занижают данную ступень образования как могут.
С другой стороны, сложно сказать, что все это ложь, но порой это раздражает. Все таки есть люди, которые ответственно отнеслись к студенческому периоду и не просто отбывали номер, платили за сессию и ходили ради корочки, а осваивали профессию. Правда, есть моменты, из-за которых многие как раз и плохо учатся, пропускают и закрывают наобум.
Согласитесь, совсем не у многих в 19-20 лет было серьезное отношение к своей базе знаний и прокачке мозговой деятельности внутреннего «информационного центра». Поэтому на путь истинный должны направить преподаватели, подкрепившись деканатами и высшими чинами университетов. Итак, что нужно сделать, чтобы вернуть ВО качество и престиж?
Сократить количество мест в ВУЗах
По возможности, часть заведений закрыть или объединить из-за слабой востребованности или устарения некоторых направлений. В течении 2010-х появился уже не один десяток новых специальностей, но вот в университетах особо не спешат интегрировать актуальные профессии, продолжая штамповать советские дисциплины.
Некоторые еще и бюджетные места получают, которые занимают, в основном, адепты корочек при минимальных расходах и максимальной развлекаловке. Следует провести своеобразный аудит/мониторинг всех существующих направлений, чтобы отсеять ненужные. Не мешало бы, конечно, добавить что-то новенькое, аля таргетолог, контент-менеджер и все в этом духе.
Уменьшить период обучения
Программа бакалавриата растянута до невозможности. Вместе с магистратурой выходит очень приличный отрезок времени, во время которого непросто постоянно работать. А если студент полностью на обеспечении родителей, тогда с первым трудоустройством могут быть проблемы. В первую очередь, человек просто разленился за 5-6 лет, ведь зарабатывать не нужно было, а у многих учеба касалась небольших усилий во время сессии и так 2 раза в год.
Не сильно трудная жизнь, не так ли? Программу обучения реально сократить, ведь в методичках и конспектах лекций много воды, устаревшей информации, все это расжевывается чересчур и все равно мало с этого выносят пользы. Время, когда ценился объем информации, уже прошло. Сейчас необходимо структурировать данные, подключать графический материал для зрительного и звукового восприятия. Стоит делать акцент на качество занятия, а не количество, отсюда и вытекает следующее предложение.
Переосмыслить организацию проведения занятий
Многие лекторы до сих пор используют «ленивую» методику – читать с ксерокса всю пару, чтобы студенты строчили, не покладая рук. Какой смысл с этого? Переписать книгу? Отдельного внимания заслуживают учебные материалы, которые используются преподавателями ВУЗов.
Нередко встретишь издания теоретиков, которые пишут для таких же преподавателей-теоретиков, которые напечатанную информацию переносят в конспекты лекций или озвучивают (читают) на лекции. Это просто кошмар. На технических специальностях такое, к счастью, редко встречается. Возвращаясь к такому способу начитки лекций, не понимаю удивления и возмущения сотрудников университетов, которые жалуются, что эти такие-растакие студенты не хотят ходить на занятие.
А зачем им ходить, какой у них интерес, кроме оценки, если все происходит так скучно? Тот материал и дома можно почитать. Более того, можно книгу купить или вовсе найти в интернете в свободном доступе, зачем тогда вообще поступать?
Подключать реальных практиков
Если у человека есть определенные успехи в отрасли, его уже можно включать в кадры хотя бы на неполную занятость (если он захочет, конечно). Это и плюс ВУЗу, ведь большие зарплаты здесь не предложат, а новоиспеченный преподаватель соглашается на такую деятельность явно не из-за денег. Все остаются в выигрыше, включая студентов, ведь здесь уже не будет занудной и монотонной лекции, ведь человека не готовили как типичного преподавателя годами.
У него есть опыт, знания и главное, чтобы он хотел этим добром поделиться со студентами. Более того, бладаря таким кадрам ребятам будет проще находить место для практики или трудоустраиваться по специальности. Плюс не стоит забывать, что молодым людям не помешает живой пример представителя профессии, в которой они хотят состояться. Такой себе духовный наставник, если угодно.
Привлекать к преподаванию выпускников
Вряд ли многие захотят работать на полную ставку в виду скромных зарплат, но совмещать с основной работой будет оптимальным вариантом. Еще вчерашние студенты как никто другие смогут понимать и эффективно помогать их сменщикам.
Молодые люди, недавно получившие дипломы, уже прожили этот период, сталкивались с проблемами трудоустройства и дефицитом средств, поэтому такие советы будут бесценны. ВУЗам в этом случае нужно проявлять больше инициативы, а то можно подумать у всех такие бесценные кадры с пятью очередями резерва, что можно выдать диплом и забыть о человеке, который отдал 4-6 лет своей жизни альма матер.
Вот так, на мой взгляд, выглядит список неизбежных реформ, которые нужно осуществить для перезагрузки высшего образования. Кажется, что это далеко не весь список. А что бы Вы добавили еще или исправили в вышеизложенных предложениях?