Не секрет, что вампирская сага американской писательницы Стефани Майер состоит из пяти книг: "Сумерки", "Новолуние", "Затмение", "Рассвет", "Солнце полуночи".
Вероятно, как и в случае с "Гарри Поттером" Джоан Роулинг, не случись экранизации "Сумерек", об этой саге знала бы лишь небольшая горстка фанатов.
Если "Гарри Поттер" Джоан Роулинг замешивался в очередной порции кофе, то роман "Сумерки" Стефани Майер на ухо нашептал Морфей.
Если верить словам Стефани, то:
"во сне явилось видение про двоих влюбленных, сидящих на лугу.
В представленной картине юноша-вампир, несмотря на искреннее чувство, жаждал испить крови своей возлюбленной, смертной девушки...".
Осенью 2005-ого года первый роман саги появился на полках магазинов и занял пятое место в национальном списке бестселлеров.
После чего Стефании принялась клепать сиквелы один за другим по штуке в год (в среднем серия разошлась тиражом в 42млн книжек).
Всё это закончилось тем, что в 2008-ом году вышла экранизация первого романа режиссёра Катрин Хардвик.
Бюджет картины составил $37млн, в то время как кассовые сборы по всему миру перевалили за отметку $370млн.
А армия девочек-фанаток неуклонно растёт пугающими темпами.
История начинается с того, что Белла Свон (Кристен Стюарт) переезжает к своему отцу-полицейскому в маленький городок Фокс (штат Вашингтон).
Здесь постоянно идут дожди, а солнце лишь изредка выглядывает из-за серых туч.
В таком вот стиле тёмно-серых тонов и проходят все два часа экранного времени под замечательные композиции Роберта Паттинсона.
Белла идёт в местную школу и, кажется, каждый день так и будет точной копией предыдущего с обязательным походом в кафе с папой вечером. Но вот однажды в школьную столовую заходит ОН.
Его зовут Эдвард Каллен (Роберт Пэттинсон), он один из тех, кого усыновил Каллен-старший. Каллены – недавно переехали в город, постоянно держаться вместе (аки сектанты) и, разумеется, вокруг них витает много сплетен и окружающие считают их «странными».
Но красавец-Эдвард вовсе не спешит покорить сердце новенькой ученицы, а, напротив, всячески избегает с ней встреч и всем своим видом показывает, что ему находиться рядом с ней неприятно.
Так бы и играли они в прятки, если бы не несущаяся на всей скорости машина на зазевавшуюся Беллу и не её тёмный рыцарь-спаситель а-ля Кларк Кент.
Эдвард останавливает машину, «таким взглядом» (как комментируют этот момент все фанатки) смотрит на Беллу и спешно ретируется.
Ну и понеслась: отговориться у героя не получается, в сказки «а тебе померещилось».
Белла не верит и в итоге личность Эдварда становится известна. К слову, в сериале «Тайны Смолвилля» («Smallville») Кларку Кенту удаётся скрывать свой секрет от своей гёрл-френд Ланы аж на протяжении нескольких сезонов.
Правда и стукалась Лана головой почаще.
Поразительно, как при такой неосторожности (а семейка Адам…простите, Калленов, вместо того, чтобы всячески шифроваться, использует вовсю свою силу налево-направо, играя в бейсбол) их до сих пор не раскрыли в городе-то с населением в три тысячи человек.
Но вернёмся к нашим "баранам".
Между молодыми людьми завязывается любовь, Эдвард спасает Беллу от хулиганов, возит на машине и водит по ресторанам, многозначительно смотрит и посвящает в свои вампирские тайны (оказывается, его семья – это эдакие вампиры-вегетарианцы, питающиеся кровью животных).
Здесь становится ясна причина столь большой популярности фильма у девушек: каждая в своих мечтах видит именно такого парня и такие отношения.
Давно известно, что лучший способ познакомиться с девушкой – это спасти её от какого-нибудь маньяка или, на худой конец, рискуя жизнью, остановить несущийся самосвал.
При таком раскладе девушки уже висят на шее у своего спасителя, осталось добавить покатушки на крутой машине, посиделки в кафе и т.п.
Каждая девушка мечтает о таком вот добром, загадочном, но всё-таки немного «тёмном» герое.
Вот здесь можно было бы и завершать фильм, но начинается страшное: во время очередной бейсбол-игры объявляются вампиры-охотники и (кто бы сомневался) начинают охоту на Беллу (какая нелёгкая её понесла в гости к вампирам!?).
Концовка – предсказуема до ужаса.
Спецэффекты – для фильма с таким бюджетом вполне ничего, хоть и встречаются не часто. Финальная драка могла быть и лучше.
Актёры переднего плана в целом справились со своей работой, а вот задний план откровенно халтурит.
Сюжет вышел скомканным: хотели запихнуть всего и побольше – получилось как всегда.
Вместо того чтобы акцентироваться на, скажем, том, что Эдвард, так, на секундочку, вампир, и раскрыть тему его переживаний, шока от этой новости Беллы, сценаристы преподносят это как само собой разумеющееся.
Наверное, скажи Эдвард Белле «Я – сантехник» вместо «Я – вампир», её реакция была бы той же.
После просмотра появляется странное чувство: два часа времени что-то показывали, но вот запоминающихся и по-настоящему сильных моментов можно пересчитать по пальцам одной руки.
То же можно было бы вполне уместить и в 60 минут.
Ничего выдающегося в фильме нет, но надо учесть и то, что рассчитан он на девушек возраста 14-16 лет.
Вот для них и снимается вторая часть саги – «Новолуние».
Что из всего этого получиться не знает никто: те же щи или прорыв в кинематографе… Хотя возможно всё, как знать, как знать…