Найти тему
Игорь Боровков

Подводное противостояние и его жертвы

Баренцево море даже летом часто штормит, горизонт подернут непроницаемым саваном туманов. Крутые черно-зеленые горбы волн прикрытых седым кружевом шипящей пены тяжело перекатываются по палубе. Крепкий обжигающий ветер вышибает у сигнальщиков слезы. Иногда, кажется, что в жутких провалах волн на тебя смотрит черный мрак глубины. Всей кожей ощущается зловещее дыхание Ледовитого океана...

Атомный подводный ракетный крейсер “Курск” погиб здесь – в ледяной глубине Баренцева моря, успокоился на стометровой отметке. Как это случилось? Как произошло то, что раньше казалось возможным лишь теоретически? Гибель АПРК “Курск” повергла в шок многих. Даже российское военное командование было явно обескуражено и давало в первые дни катастрофы сбивчивые объяснения. Руководство страны не привыкло давать более или менее внятную информацию о катастрофах (военные тем более!) В жесткие сталинские и псевдо-либеральные хрущевские времена подобную катастрофу объявили бы государственной тайной. В свинцово-застойные брежневские годы в прессе появились бы скупые строки некролога, а горбачевское руководство дало бы военным две недели на составление “гладкого” сообщения.

Теперь все мировые СМИ захлестнула безудержная волна противоречивой информации о событиях в Баренцевом море. Завеса таинственности и свистопляска “разоблачающих” материалов снова повергли престиж и честь русского ВМФ в пропасть. Люди далекие от флота и не знающие его историю гневно осуждают флотское командование за бездействие и уличают в некомпетентности. Между тем вся история подводного флота – бесконечная череда аварий и катастроф!

Первая реальная подлодка, построенная голландцем Корнелиусом Ван Дреббелем в 1620 г. испытывалась самим английским королем Яковом I (!) в реке Темзе. Тогда все обошлось благополучно, однако, англичанин Джон Дей, выманивший в 1774 г. у мецената 340 фт.ст. на постройку подлодки, оказался менее удачлив. Во время пробного погружения на 40 м, в которое конструктор взял свечу, печенье и бутылку воды лодка потерпела катастрофу. На поверхности показались лишь несколько пузырьков...

Россия, благодаря изолированности от достижений европейской цивилизации и промышленной отсталости долгое время была далека от идеи строительства потаенного судна. Только запорожские казаки по свидетельству французского историка Монжери, написавшего книгу “О подводном плавании и войне”, использовали небольшие гребные суда, способные погружаться под воду.

Для истории сохранились имена русских первопроходцев глубин. Одним из первых был крепостной крестьянин Ефим Никонов, который при поддержке Петра І в 1724 г. построил подлодку, вооруженную “огненными трубами” (подобие огнемета). До 1900 г. 65 русских изобретателей официально внесли более 75 проектов подлодок, свыше 10 из них были в разное время одобрены. Первый подводный ракетоносец был построен именно в России в 1834 г. Конструктором лодки был выходец из Курляндии генерал Карл Шильдер.

В дальнейшем основным оружием субмарины стали торпеды (изобретены в 1866 г. британцем Робертом Уайтхедом) и артиллерия, значительно превосходившие примитивные ракеты. Идея подводных ракетоносцев возродилась в 1939 г., когда небезызвестный Вернер фон Браун предложил оснастить подлодку ракетами своей конструкции. На палубе U-511 смонтировали 6 ракет. Двадцать четыре экспериментальных пуска с глубины 8 м прошли успешно, но командование “кристмаринс” высокомерно отвергло ракетное оружие (халатность высших чинов нацистского ВМФ и самого командующего гросс-адмирала Э.Редера, привела даже к скандальному “торпедному кризису”, когда осенью 1939 г. стало ясно, что минимум 30 % торпед в арсеналах флота оказались бракованными). Лишь в конце 1944 г. появляются идеи обстрела Нью-Йорка ракетами “V-1” и “V-2” с подводных лодок, но время было упущено.

Возвращаясь к российскому подводному флоту, отметим, что только 20 августа
1903 г. в России появилась первая боевая подлодка “Дельфин”, а уже через три года – 19 марта 1906 г. Николай ІІ своим рескриптом выделил подводные лодки в самостоятельный вид Военно-морских сил. ХХ век стал для российского флота, обезглавленного в русско-японской и “растворившегося” в Первой мировой и гражданской войнах, веком подводного флота. Первый в мире дизель был установлен на русской ПЛ “Минога”, вошедшей в строй в октябре 1909г. Первый шнорхель (дыхательный “хобот”, позволяющий дизелям работать на перископной глубине) испытывался на русской ПЛ “Акула”. Кстати пропавший без вести 15-16 ноября 1915г. в районе Либавы.

В эпоху советского ВМФ приз за наибольшую подводную скорость пересечения океана – “Голубая лента Атлантики” )существует и такой!) принадлежит АПЛ К-222: она развила подводную скорость в 44,7 узла (более 80 км/ч). Крупнейшими в мире подлодками являются атомные ПЛ проекта 941 “Акула” (более известные под кодом НАТО “Typhoon”). Советская АПЛ “Комсомолец” могла погружаться на километровую рекордную глубину. Печально известный “Комсомолец”, погибший 7 апреля 1989г. в районе о.Медвежий (Норвежское море) и лежащий на глубине 1685 м, был далеко не первой субмариной, погибшей в эпоху атомного флота.

После окончания второй мировой войны начинается другая, внешне не заметная, - “холодная” война. В 1945г. заканчивается многовековая борьба за господство на море, поскольку флот США уже не имел серьезных конкурентов. В 1954г. вступает в строй первая в мире атомная подлодка “Наутилус” ВМС США. Начиная с середины пятидесятых годов американцы прекратили строить дизельные ПЛ. Советский Союз получил реальный шанс создать мощный автономный ядерный флот (разумеется, флот в традиционном понимании, когда он используется для борьбы за морское господство). Шанс использован не был и СССР развернул обширную программу по строительству только подводных атомных ракетоносцев – носителей термоядерного оружия. 9 августа 1957г. состоялся спуск на воду первого советского атомохода “К-З”, а 1 июля 1958г. он вступил в строй. Реакция американцев была близкой к шоковой. Начинается безумная гонка за господство в океанских глубинах.

Специалистам казалось, что мощные суперсовременные атомные субмарины стали неуязвимы для противника. Противостояние, к счастью, не переросло в реальные сражения, но потери начались сразу. Уже в 1954г. произошла авария главной энергетической установок на американском “Наутилусе”. Погибло четыре моряка. В 1960 и 1961гг. были серьезные аварии на американских ПЛ “Capro” и “Теодор Рузвельт”.

Первая авария на советской атомной лодке произошла 13 октября 1960г. На К-8 в ходе учений взорвался парогенератор. Большая группа моряков облучилась. Самой невезучей лодкой в истории советского ВМФ считается атомоход К-19. Еще при постройке, на стапеле, в ее корпусе погибли несколько рабочих. При спуске на воду о ее борт не разбилась бутылка шампанского… 4 июля 1961г. в Северной Атлантике на К-19 дал течь первый контур реактора. Команда сумела новую систему охлаждения смонтировать заново, причем в зоне сильнейшего облучения (погибли более 10 моряков). В 1969 г. К-19 столкнулась в Баренцевом море с американской ПЛ “Гетоу”. А в феврале 1972 г. К-19 загорелась на глубине в Северной Атлантике (погибло 28 человек).

Все эти трагические события долгое время оставались секретными. Весь мир потрясли катастрофы американских атомоходов “Трешер” (1963г.) и “Скорпион” (1968г.), причины которых неизвестны до сих пор.

Подводная схватка СССР и США набирала обороты. 8 марта 1968г. в районе Гавайских островов пропала лодка Тихоокеанского флота К-129 (экипаж 97 человек). К-129 столкнулась с американской ПЛ, хотя США не сделали официальных признаний…

В апреле 1968г. советская АПЛ К-172 попадает в почти аварийную ситуацию. Экипаж был отравлен парами ртути. Матрос-химик первого экипажа вылил 16 килограммов списанной ртути в умывальник! Еще одна трагедия произошла 8 апреля 1970г. в Бискайском заливе, когда на атомарине К-8, идущей на глубине 120 м, возник пожар в двух отсеках. Лодке удалось всплыть и часть экипажа приняли на борт корабли эскорта. Но на рассвете 11 апреля К-8 неожиданно затонула. Погибли 52 моряка вместе с командиром.

Последующие два десятилетия потери нес только советский ВМФ. Самый громкий из этих случаев – гибель “Комсомольца” из-за пожара в 7-ом отсеке. При аварийном всплытии не выдержали клапана системы высокого давления и в горящий отсек прорвался воздух (эффект мартеновской печи!). Выяснилось, что огнегаситель при определенных температурах не гасит пламя, а горит сам… Из ледяной воды спасти удалось лишь 27 моряков (экипаж “Комсомольца” – 69 человек).

Настоящим “Чернобылем моря” могла стать затонувшая в районе Бермудских островов К-219. На борту советской АПЛ взорвалась ядерная ракета. Взрыв произошел из-за столкновения с американской ПЛ, стыдливо ушедшей с места аварии. Начавшийся пожар затронул реактор. Ценой жизни матрос Преминин вручную закрыл компенсирующие решетки А3 реактора. К-219 затонула на глубине 5000 м, а подводники перешли на спасательные суда.

К концу 70-х годов “холодная война” приобрела черты полномасштабной третьей мировой, но велась в значительной степени информационными и экономическими методами.

Договор ОСВ-2 1979 года несколько ограничил численность подводных ракетоносцев – “Убийц городов”. Эти огромные красивые и дорогие корабли являются орудием устрашения противника, уничтожения его экономического, демографического и культурного потенциала. Уже в 70-е годы флоты ведущих мировых держав переориентировались на борьбу с ракетными АПЛ. Был создан даже специальный класс АПЛ – защитников своих “убийц городов”. Злополучный “Курск” относился именно к этому классу…

В ходе учений Северного флота РФ на АПРК “Курск” по-видимому испытывался модифицированный вариант сверхскоростной бесшумной торпеды “Шквал”, работающей на жидком топливе. За ходом испытаний наблюдали ведущие специалисты оборонного завода “Дагдизель”. Лодка начала всплытие для торпедного залпа и в этот момент столкнулась с пока неопознанной ПЛ водоизмещением около 10 тыс. т (под эту категорию вполне подходит новейшая британская ракетная АПЛ “Vangvard” и целый ряд американских лодок). Произошел взрыв торпеды, подготовленной к выстрелу, инициировавший взрыв других учебных (возможно и боевых) боеприпасов в первом и втором отсеках “Курска”. Протаранившая “Курск” лодка, видимо также получила серьезные повреждения и легла на грунт неподалеку от места аварии, однако смогла “продуться” и уйти на базу.

Прочный корпус “Курска” дал продольную трещину, прошедшую через все девять отсеков (одновременно были повреждены и поперечные водонепроницаемые переборки, что лишило экипаж возможности загерметизировать отсеки). С большой вероятностью можно утверждать, что экипаж “Курска” погиб в первые минуты после аварии. Два ядерных реактора третьего поколения, размещенные в кормовом шестом отсеке, автоматически заглушились. Возникает справедливый вопрос, что будет дальше, чего ждать от очередного “Чернобыля моря”?

На погибшем “Комсомольце” повреждения корпуса и крышки торпедных аппаратов (с двумя торпедами, укомплектованными ядерными зарядами) закрыты специальными металлическими пластинами. Теоретически это предотвратит выход радиоактивности за пределы лодки, однако необходимо учитывать и скорость коррозии корпуса. Уникальный по своей прочности титановый корпус “Комсомольца” (впрочем, как и других ПЛ) в присутствии других металлов, в изобилии имеющихся на любой лодке, создает гальваническую пару. Скорость коррозии металла возрастает при этом в 30-100 раз! На “живой” лодке применяются компенсаторы коррозии (составляет 0,15-0,2 мм в год).

“Курск” по сообщениям атомщиков не представляет радиоактивной опасности. Такие однозначные заявления вызывают, мягко говоря, подозрение. Реакторы связаны с парогенераторами и турбинами огромной сетью трубопроводов. Мощнейший взрыв вполне мог повредить их или совсем разрушить. Необходимо точно знать время работы реакторов и их режим непосредственно перед аварией. Ответов на эти вопросы пока нет…

Распад СССР активизировал ход разведывательных операций НАТО у российских берегов. Только в 1992-1993 гг. зарегистрировано несколько столкновений русских и натовских ПЛ именно в Баренцевом море. В районе учений Северного флота РФ в середине августа 2000 г. находились 2 ПЛ американских ВМС. Получается, что третья мировая (“холодная”) война продолжается с нарастающей силой! Экипаж “Курска” стал ее очередной жертвой. Хочется верить, что она будет последней…