Найти тему
Необычные истории

Как опечатка на карте привела к трагедии

В 1995 году 20 декабря самолет Boeing 757- 223, принадлежащий Американским авиалиниям (American Airlines), осуществлял свой регулярный рейс из США (город Майами) в Колумбию (город Кали).

По причине высокой загруженностью аэропорта воздушное судно задержалось на 2 часа. На подлете к конечной точке пилотам поступило предложение от диспетчера о смене запланированной первой полосы для посадки на девятнадцатую. Экипаж согласился и приступил к посадке, в связи с тем, что этот вариант позволял немного уменьшить время пути.

Но процедура смена полосы сопровождалась необходимостью перепрограммирования бортового компьютера самолета и поиском соответствующих новых карт местности для точного захода на посадку в аэропорт. С этой целью командир из базы компьютера стер данные о данном рейсе и ввел соответствующие данные карт местности.

-2

Когда самолет достиг высоты около 2.7 километров, возникла сработка сигнализации «PULL UP!», оповещающая об угрозе возможного столкновения с землей. Командир незамедлительно принял соответствующие меры (приподнял нос самолета и переключил двигатели в режим полной мощности). Спустя 12 секунд воздушное судно было полностью разрушено, по причине столкновения с горой Эль-Делювио. Из 155 граждан, находящихся на борту, в живых остались только четверо и собака из багажного отделения. Животное впоследствии прозвали «Милагро» (с испанского «Чудо»).

По установлению следствия многочисленные ошибки, допущенные экипажем, послужили причиной этой ужасной катастрофы. При смене взлётно-посадочной полосы пилотами были неправильно сброшены настройки точек навигации. В связи с этим для определения точки местоположения маяка TULUA они воспользовались картами.

Одновременно с этим ими был приведен в действие воздушный тормоз для замедления лайнера и ускорения его снижения. В то время когда пилоты нашли маяк, самолет уже преодолел данную точку. Далее экипаж попробовал ввести данные другой следующей точки - ROZO. На картах и схемах данная точка была обозначена буквой R. Но букве R ставилась в соответствие еще одна точка "NDB ROMEO", находящаяся также в зоне полета лайнера, вблизи аэропорта столицы Колумбии города Боготы на расстояние около 215 километров. В подобных случаях в списках на ботовом компьютере выше располагается так точка, которая находится у крупного населенного пункта.

Сделав ошибочный выбор, пилоты меняют курс автопилота на столицу Колумбии, что приводит к развороту лайнера на восток по широкому радиусу. Когда экипаж обнаружил ошибку, Boeing 757-223 пролетал над равниной параллельной к той, над которой должен был. Экипаж взял курс на нужную точку, но в итоге самолет столкнулся с горой.

Система GPWS, предупреждающая об опасности столкновения с землей, сработала за 12 секунд до трагедии. Меньше чем через пару секунд после сработки члены экипажа перевели двигатели в режим максимальной мощности, и меньше чем через три секунды начали набирать высоту. По причине работы воздушного тормоза скорость была недостаточной для подъема, и самолет пластом столкнулся с горой Эль-Делювиою.

По результатам исследований было установлено, что при оперативном отключении воздушного тормоза у лайнера были бы шансы благополучно преодолеть препятствие.