Антарктический ледяной щит крупнейший на планете. Кроме полюса холода, на континенте есть точки максимально низкой влажности воздуха, сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации. При таких условиях для Антарктики не свойственна человеческая заселенность. Но в 1979 году там произошло авиакрушение лайнера с пассажирами.
Экскурсии над Антарктидой
Крупнейший авиаперевозчик Новой Зеландии — национальная авиакомпания страны Air New Zealand проводила экскурсионные полеты на самолете McDonnell Douglas DC-10.
Маршрут лайнера стартовал с Окленда. Над побережьем Антарктиды опускался, так пассажиры наслаждались видами, а гид рассказывал о местности. От поездки в автобусе такое путешествие мало чем отличалось.
Трагический рейс
В 1979 году 28 ноября плановый 11 часовой полет совершал лайнер с пассажирами, экскурсоводом и 15 проводниками на борту. Вылет был из Окленда. Хотя среди бортпроводников не было новичков, экипаж не имел опыта полетов по маршруту экскурсии.
Видимость была высокой до острова вулканического происхождения Росса, который находится у берегов Антарктиды. Далее на высоте 4800 метров над уровнем моря появились облака. В плане полета лайнер должен был направиться к острову на низкой высоте. Так пассажиры могли разглядеть одну из двух действующих антарктических станций — Мак-Мердо.
На самом деле, лайнер сбился со своего пути. Самолет курсировал на 2,4 км восточнее от запланированной траектории. Поэтому, когда командир начал приземление на высоту 470 км, в действие вступает система GPWS — сигнал рискованного приближения к земле. Пилот запустил двигатель в режим взлета, потянув штурвал. Но случилось неизбежное. Авиалайнер врезался в действующий вулкан Эребус на полной скорости. Мощность удара была настолько сильной, что не было пожара. Никого не осталось в живых.
Почему произошло авиакрушение
Версий причин трагедии несколько. Первым вариантом названо решение капитана продолжать полет. Экипаж имел сомнения в совершении полета на низкой высоте, опасаясь горной поверхности.
В 1977 году координаты для экскурсий были одобрены департаментом транспортного подразделения новозеландской гражданской авиации. Потом оказалось, что самолет двигался по новой траектории.
Так, к причинам происшествия относят преувеличение бортпроводниками возможностей, отсутствие опыта вождения в подобных полетах, неверные координаты на бортовом компьютере McDonnell Douglas DC-10 и снижение судна ниже допустимой высоты.