Мир с точки зрения детей очень напоминает торжество коммунизма. Зашел ребенок в магазин с родителями — ему с улыбкой вручили новую одежду, игрушку или мороженое. Пошел на аттракционы – с улыбкой покатали на колесе обозрения и дали пострелять в тире.
Чем раньше подружить ребенка с деньгами, тем больше проблем можно избежать. Отсутствие финансовой дисциплины в детстве чревато истериками «Хочу! Купи!». Взрослея, такие дети нередко набирают неподъемных кредитов, не составляют финансовые планы и импульсивно тратят больше, чем могут себе позволить.
Как этого избежать?
Расшатывание финансовой дисциплины начинается в самом детстве, когда родители покупают любую игрушку по первому детскому «хочу». В возрасте 3-4 лет важно объяснить, откуда берутся деньги и на что они тратятся в первую очередь (коммунальные услуги, продукты, одежда и обувь).
Не надо покупать игрушку ребенку по первому требованию, даже если денег у вас водится в избытке. Предложите ребенку составить список со всеми игрушками, которые он хочет. Опционально список можно разделить по приоритетам: что ребенок хочет сейчас, а с чем может подождать.
Вполне может быть, что по здравому размышлению ребенок вычеркнет из списка некоторые вещи, решив, что без них он вполне способен прожить.
Добро пожаловать в мир финансового планирования
Как ни странно, самый действенный способ научить ребенка ценить деньги – дать ему их. Разумеется, недостаточно просто вручить карманные деньги на неделю или месяц. Важно ненавязчиво объяснить, как с ними обращаться.
- Синица в руках или журавль в перспективе
Очевидная вещь, которую, тем не менее, нужно донести до ребенка: деньги можно копить. Маленькая игрушка сейчас или громадный конструктор через пару месяцев?
Предложите ребенку посчитать, сколько времени он должен копить, чтобы получить желаемое. Если он решит откладывать деньги, то поддержите его в этом начинании: организуйте ему копилку, подскажите записывать каждый «вклад», нарисуйте график поступления денег.
Наглядность – важный элемент. Чтобы не потерять желание накопить, недостаточно непрозрачной копилки: ребенок должен видеть, что сумма увеличивается, а его цель – приближается.
- Никто не учится на чужих ошибках
Со временем количество карманных денег можно увеличивать с условием, что ребенок оплачивает не только свои игрушки, но и проезд, обеды в школе и мелкие личные покупки.
В первое время ошибок не избежать. Выдали денег на неделю, а ребенок потратил их к среде на кучу вкусностей? Значит, до конца недели его ждет только полезная мамина еда и школьные завтраки. Со временем ребенок на собственном опыте научится планировать траты и избегать импульсивных покупок.
К старшему школьному возрасту ребенку можно выделять всё большие суммы, из которых он будет оплачивать репетиторов, походы в спортивную секцию или кружки творчества, поездки с друзьями на отдых.
При грамотном подходе к финансовой грамотности к совершеннолетию ребенок научится распределять финансы. И, если он уедет на учебу в другой город, не возникнет ситуация, при которой новоиспеченный студент просит выслать денег, потому что прокутил все в первую неделю и не может купить билет до дома.
Читайте также по теме:
Что представляет собой ипотека на ремонт квартиры?
Куда и кому жаловаться на коллекторов?