Лидерство является базовым курсом почти во всех бизнес-программах, а также обычно включается в программы получения научных степеней во многих других академических дисциплинах. Кроме того, многие организации по всему миру проводят семинары по повышению квалификации и тренинги для руководителей высшего звена по теме лидерства с целью содействия росту и продвижению своих сотрудников по службе.
Хотя трудно точно оценить, сколько университетов и колледжей предлагают курсы лидерства, количество этих классов и программ увеличилось в геометрической прогрессии с 1990-х годов.
В 2012 году общество "обучения и развития" сообщило, что компании тратят более 170 миллиардов долларов на учебные программы для лидеров, большая часть из которых расходуется на "обучение лидерским качествам". Кроме того, Ассоциация содействия коллегиальным школам бизнеса (AACSB) включила лидерство в качестве необходимой основной компетенции аккредитованных AACSB бизнес-школ. В последнее время лидеры в области образования по вопросам управления и бизнес-школы во всем мире продвигают "Принцип ответственного образования по вопросам управления", в котором лидерство также определяется в качестве одного из важнейших навыков, подчеркивая его соответствие основным ценностям Организации Объединенных Наций и их воплощением в жизнь. Курсы лидерства являются важными компонентами всех учебных бизнес-программ, независимо от того, делается ли акцент на менеджменте, финансах, бухгалтерском учете, маркетинге или другой функциональной области.
Независимо от специальности, выпускники бизнес-школы в конечном итоге попадут в ситуации, когда их успех будет зависеть от применения ими лидерских навыков и способности эффективно управлять людьми и ресурсами.
Большинство лидерских занятий по программам магистра делового администрирования включают теории лидерства, концепции лидерства и управления, и в различной степени - обучение студентов некоторым управленческим навыкам, однако многие из этих занятий не обеспечивают необходимой концентрации на развитии основных навыков, таких как самоанализ и самосознание. Предварительные исследования в целом подтверждают наличие положительной связи между "знанием себя и самосознанием" и общим успехом руководства. Ван Велор, Тейлор и Лесли, анализируя причины отступлений лидеров, сообщили о четырех основных областях неудач в руководстве:
- Проблемы межличностных отношений
- Невыполнение поставленных задач
- Срывы в руководстве коллективами
- Неспособность адаптироваться к переходным периодам и изменениям.
Самосознание связано со всеми четырьмя из этих областей, но представляется особенно применимым к способности человека адаптироваться к изменениям. Это напрямую связано с проблемой пробелов в себе и лидерстве (стандартная модель научно обоснованных лидерских компетенций и факторов, приводящих к отказу), которые также являются частью процесса приобретения необходимых "мягких" навыков для достижения успеха на рабочем месте. Кроме того, самосознание и способность оценивать себя являются основными принципами обладания высоким эмоциональным интеллектом. Помимо этого, важность познания себя через самоанализ существует уже с древней Греции, где надпись на храме Аполлона в Дельфах: "Знай себя".
Многие аспиранты на протяжении всей программы курсов развития лидерских качеств не проходят необходимый количественный и качественный анализ для определения своих сильных и слабых сторон при подготовке к занятию текущих и желаемых будущих профессиональных должностей. Хотя студенты часто учатся проводить стратегический анализ и оценивать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании (SWOT), они обычно не проводят такой же тип самооценки.
Глубокий экономический спад 2008 и 2009 годов привел к значительному росту безработицы и потере рабочих мест в США и Европе. Хотя фондовый рынок улучшился и безработица снизилась, среди предпринимателей, политических лидеров и политиков сохраняется растущее чувство отчаяния, что этот экономический кризис может иметь последствия в будущем. Эти потери рабочих мест и неопределенность в будущем, а также реальная конкуренция в глобальном технологическом мире вынудили многих людей искать новую работу и/или пересматривать свои карьерные возможности.
Рынок труда в посткризисной экономике, особенно хорошие рабочие места, становится все более конкурентным. Лица с высшим образованием в области бизнеса возвращаются в бизнес-школы для получения степени MBA, и многие люди, которые не могут найти работу после получения высшего образования в области бизнеса, продолжают сразу же получать степень MBA, не имея никакого опыта управления и/или руководства в своей краткой истории работы. Кроме того, хотя многие студенты программ MBA в настоящее время являются работающими профессионалами, у них часто нет четких карьерных целей и четких планов на будущее.
Хотя многие студенты программ MBA в настоящее время являются работающими профессионалами, у них часто нет четких карьерных целей и четких планов на будущее. Такие планы должны учитывать тенденции и изменения в рабочей среде и включать стратегии развития личных лидерских качеств. Знание собственных сильных и слабых сторон лидерства, а также стратегическое понимание путей достижения будущих профессиональных целей имеют важное значение не только для краткосрочного успеха выпускников бизнес-школ, но и для их долгосрочного карьерного успеха в бизнесе.
Не менее важным является понимание текущих и будущих тенденций на рынке для конкретной отрасли, представляющей профессиональный интерес. Во многих случаях студенты бизес-курсов не проводили объективного анализа для оценки и анализа рынков и условий, в которых они работают. Наличие такого плана может стать более важным сейчас, чем когда-либо ранее, учитывая постоянно меняющуюся динамичную бизнес-среду.