Найти тему

17 - счастливое число?

Псков. Улица Розы Люксембург, дом 17. Церковь Николы от Каменной Ограды, один из храмов старообрядческой общины.
Псков. Улица Розы Люксембург, дом 17. Церковь Николы от Каменной Ограды, один из храмов старообрядческой общины.

Церковная история и древние традиции были мне интересны даже в период моего "научного" атеизма, привитого советским воспитанием.

Несмотря на это, историю старообрядчества я знаю плохо.

И не только по своей вине.

-2

Псковская земля, как пограничная, была прибежищем многих старообрядцев. Некоторые бежали дальше на запад или на юг. И разделялись внутри себя.

Строго говоря, старообрядчество в чистом и едином виде осталось в 17 веке. И на картине "Боярыня Морозова".

Памятный знак у церкви Николы
Памятный знак у церкви Николы

Сейчас существует множество толков, течений и так называемых согласий среди раскольников.

В псковских краях обосновались и вели то тайную, то явную деятельность последователи Поморского согласия.

Древняя история на фоне современности
Древняя история на фоне современности

Называя староверов раскольниками, я не принижаю их достоинства или верности выбранному пути. Напротив, их протест многих вдохновлял на поиски смысла жизни. Их строгое служение, аскетическое поведение и любовь к молитве и труду до сих пор изустно и письменно доносится до сознания современников.

-5

Ими были построены многие избы на границе с Латвией. Даже заброшенные хозяевами, они долгие годы держатся. Таково было старание и мастерство. Подкреплённые верой.

-6

Накануне революций царь Николай Второй приложил много усилий к преодолению разногласий между Православной Церковью и старообрядческими общинами.

Косвенно это подтверждается его пристрастиями к церковному зодчеству древлеправославного толка и богослужебному знаменному пению(ох, я сама к этому древнему молитвенному пению крайне неравнодушна). В период царствования Николая Второго были подготовлены и приняты законы о веротерпимости, для староверов это было сродни окончанию официальной опалы и реабилитации.

Официальная государственная регистрация староверческих общин стала возможной после издания Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г., объявившего свободу вероисповедания [ 1 ].
http://gubernia.media/number_457/04.php

Но 300-летие дома Романовых, само их царствование было ненавистно большинству членов старообрядческих церквей. Многие из них были влиятельны и богаты. И не все признавались в своих взглядах на веру и самодержавие. Это была бомба замедленного действия.

-7
Писатель Александр Исаевич Солженицын когда-то сказал, что если бы не церковный раскол XVII века, не произошло бы и революции 1917 года. Некоторые современные историки полагают, что писатель был прав в буквальном смысле и русские старообрядцы сыграли значительную роль в политических катаклизмах началаXX столетия. Во всяком случае, в Февральской революции, в ходе которой последний властитель Российской империи Николай II отрекся от престола.

Возможно, роль купцов и промышленников в свержении царя не столь огромна, и падение русской государственности было выгодно не только и не столько им.

-8

Но без их экономической и политической поддержки Временное Правительство не смогло бы быть организовано.

"Мы наш, мы новый мир построим", - был клич не одних только пролетариев.

Среди староверов особенно замечательными были именитые псковичи Василий Николаевич Хмелинский (умер в 1899 г.) и его зять Петр Дионисиевич Батов (убит большевиками в 1918 г.). Оба вели крупную оптовую торговлю, являлись гласными городской Думы, имели чин коммерции советников, и за щедрую благотворительную деятельность были провозглашены почетными гражданами Пскова.

Получается, русский народ в лице противоречивых по интересам сословий тянул Россию в разные стороны, как Лебедь, Рак и Щука из басни Крылова.

Но при этом ДПЦ во многом разделила судьбу РПЦ.

После антирелигиозных революционных гонений и частичной эмиграции недолгое восстановление служения в немецкой оккупации, снова ограничения в СССР, а затем возрождение и восстановление.

На данный момент Никольская Каменооградская церковь - единственное пристанище староверов
На данный момент Никольская Каменооградская церковь - единственное пристанище староверов
До 1917 г. староверам-поморцам принадлежали следующие духовные здания в городе Пскове: 1) каменный храм Св. Козмы и Дамиана на Запсковье на ул. Лесной (ныне – ул. Волкова);
2) общественная моленная в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Завеличье при дворовладении П. Д. Батова (ул. Конная, д. 3);
3) домовая моленная купца П. Д. Батова в его усадьбе (ул. Конная, д. 1);
4) домовая, впоследствии общественная, моленная при доме купца М. С. Хмелинского (ул. Герцена, д. 6);
5) каменная часовня на Мироносицком кладбище рядом с могилами купцов-старообрядцев Хмелинских.
После лихолетья революции и советского времени из них сохранилась только полуразрушенная усадьба купца Петра Дионисиевича Батова (ул. Конная, д. 1) и общественная моленная, в которой сейчас находится детский Театр кукол (ул. Конная, д. 3). Предметы церковной утвари этих храмов (иконы, книги) были изъяты и в настоящее время входят в наиболее ценную часть фондов собрания Псковского музея-заповедника.
Правила поведения в церкви старообрядцев
Правила поведения в церкви старообрядцев

В настоящее время приблизительный численный состав староверческой общины, по данным исповедных книг за 2000 г., достигает около 250 человек, это активная часть прихода. Потомственных же староверов в Пскове и области гораздо больше.

Это цитаты из письма старообрядческой общины поморского согласия города Пскова губернатору Турчаку с просьбой решить вопрос возвращения прежних молельных домов и церквей ДПЦ.

-11

Внутрь церкви я так и не зашла из-за жёстких ограничений.

Отмечу, что из всех семи таинств в силу исторических причин в этих общинах остались лишь Крещение и Исповедь, которые могут в крайней нужде совершить миряне. По поводу таинств Брака у старообрядцев мнения разделились. Кто-то стал призывать не жениться и не выходить замуж. В Поморском согласии браки разрешены.

Но кто и что совершает при этом, а также, каковы богословские объяснения отказа от других таинств, я не смогла почерпнуть из общения с прихожанами. На церкви висит объявление с номерами телефонов старосты и его помощницы и предложением заранее оговаривать посещение.

Но я, конечно, не ведая того, нарушила запрет о крестном знамении и поклонах. Правда, на улице.

* * *
Один стремится выразить себя,
Другой о ясном спорит до хрипот.
И оба, ненавидя и любя,
Хотят, чтоб было всё наоборот:
Чтоб их любили, ждали, берегли,
Не спорили. А в душу и в глаза
Чтоб взглядом проникать лишь те могли,
Чьих глаз теплу противиться нельзя!
Конечно, хочется границы бытия
Раскрыть и, как ресницы, распахнуть!
Жить безконечно будем ты и я.
Все разногласья: выдохнуть – вдохнуть!
4.10.2007
-12