Мой отец - Писатель, физик математик и философ - Виктор Николаевич Тростников.
"Лиза, ты стоишь миллион ирландских фунтов"
Помощь.
Папа всегда помогал. До конца своих дней он оставался для меня непревзойденным авторитетом.
Папа являлся примером Мужчины. Мне 12, я хочу купить папе мороженое. Нахожу в кармане десять рублей, протягиваю ему и слышу фирменное - "гусары с женщин денег не берут!"
Галантность.
Он вообще не любил, когда женщины платят. Любые. А еще он обожал красивые жесты. Дарил женщинам именно то, что нравилось им. Это относилось не только к материальным вещам - он знал множество загадок и историй, которыми покорял всех вокруг. Песни любил петь, включал Армстронга, когда наступал подходящий момент, свое любимое "лет май пипл го".
Забота.
Всегда помнил, что я люблю и что нет: шампанское и конфеты рафаэлло были на столе всегда, когда я приезжала к нему на лето в деревню.Когда я лежала в больнице, то же рафаэлло было в палате каждый день.
Кто-то пытался угощать меня баклажанами в гостях, на что папа кричал - она не ест! Долой! Я - дикий консерватор в еде. Мне вообще было сложно что-то новое пробовать, и все знают, что меня невозможно заставить попробовтаь то или иное непонятное мне блюдо, а у папы был дар-с его подачи я пробовала все. И это оказывалось вкусным. Он мне открыл, что такое шпроты. Восхитительные они были.
Он удивительным образом помнил по именам и фамилиям всех моих школьных друзей, даже девочку со сложной фамилией Даульберг, которую произносить ему было особенно приятно - мол, видишь, я запомнил!
Чувство юмора.
Это бомба! Папа слыл среди друзей весельчаком номер один. Даже на своих лекциях в институте (он преподавал философию и общую историю) он умудрялся шутить со студентами, на лекциях был полный зал.
Я очень люблю рассказывать одну историю: как то летом в деревне я встала рано утром. Прихожу на кухню - а там отец с линейкой и транспортиром. На столе кастрюля.
-Папа, что ты делаешь?
-Знамо дело, измеряю глубину кастрюли. Мне надо сварить кашу.
Вот так вот физик-математик по образованию и философ по призванию кашу варил. С линейкой.
Ум.
Здесь всем было ясно с первой минуты знакомства - перед вами умный человек. Не только образованный, но и по житейскому умный. Смекалистый - уму не постижимо. Мог решить любые задачи. С ним никогда скучно не было. Серьезные темы он разжевывал так, что даже трактористы понимали, качая головой - вот это глыба!
С профессорами и баянистами находил общий язык на раз-два.
Упрямство.
Зато хрен заставишь сделать то, что он не хотел. Умпрямство работало и в другую сторону - захотел душ построить с утра пораньше на даче - через 2 часа душ стоял. Новехонький. Потому что вот надо! Никаких отлагательств. Задуманное - исполнить. НАПРОЛОМ!
Люди любили его, да какие еще люди! Высоцкий один чего стоит.
Люди тянулись к нему. 80 день рождения - его дом полон гостей. На столе 80 красных роз. Все рады, что есть возможность пообщаться с "профессором" (это был его позывной среди своих).
Он не раз говорил - "Если попросишь, я за тебя жизнь отдам". И это были не пустые слова. ПОСТУПКИ. вот из чего состоял отец. Вообще болтать по пусту не любил. Но когда говорил, все затихали. В словах вес был.
Резкость.
Папа был вспыльчивый. Мог резко высказаться, даже покричать. Не на меня, на других. Кулаком по столу для крепости намерений стучал, было. Как то взашей выгнал кого то, с лестницы спустил. Потом красный пришел, сел. И спрашивает - "ну что, я резко, да? Переборщил?". Раздражительность - наша общая черта характера. Я тоже всегда была за радикальные методы. И тоже всегда спрашивала - ну что, резко я? Переборщила..
Навсегда помню его любимые фразы (они комичнее, если помнить, что ему было уже за 80 когда он их произносил):
- не ношу шарф, потому что боюсь его потерять.
- я хорошо кашу приготовил, я же не лох.
- не могу говорить, я на Байкале.
- человек жив не только хлебом одним, но еще и маслом.
- я в своей книге писал, что не одеждой, машинами и едой живет человек, мне дали премию за эту книгу, и теперь я могу купить всё это.
- тебя не ущемляет то, что нас обгоняют? испытываешь чувство стыда?
- больше никогда есть не буду (после порции картошки фри в Макдоналдс)
- (на холодильнике у него висела табличка - есть вредно!) каждый раз, проходя мимо, говорил - есть вредно, пить вредно. жить вообще вредно. - ворчал театрально.
- я крутой? (надев темные очки)
Послесловие:
Ещё столько всего о нем написать можно, да только места не хватит!
Бокс любил, «Формулу один». Болел за спартак. Носил модные вещи. Собак обожал до слез. Сериал "Никита". Все боевики со Сталлоне и Уиллисом посмотрел, приучал меня к Чарли Чаплину. Кричал на меня единственный раз - когда сцепление отпускала раньше времени.
Сочеталось в нём резкость, доброта, такт, ум, раздражительность, сила.. Как? Не понимаю. Для меня это невообразимо крутой пример.
"Сюська, у тебя счастливое детство?" - фраза, которую задавал мне каждую неделю. Да, счастливейшее было. Благодаря Тебе! Царствие небесное даруй Господи рабу твоему Виктору, и, может быть, в качестве исключения — какой нибудь небесной писательской деятельности…