В начале 90-х на улицах городов стали появляться непривычные глазу автобусы: у большинства автобусных парков подвижный парк был изрядно изношен, содержать его в условиях рыночной экономики и постоянной инфляции было сложно, а тут появились доступные импортные автобусы. Ну и что, что они были в употреблении и им было больше 10 лет, зато стоили они не дорого, а вопрос с запчастями часто решали покупкой автобуса-донора.
Одним из самых массовых автобусов на городских улицах нашей страны стал Mercedes-Benz O305. Автобус имел заднемоторную компоновку, одиночная модель имела индекс О305, сочлененный автобус - O305G, пригородная версия - О307. Пригородная версия имела удлиненную базу и увеличенный задний свес, длина автобуса О307 составляла 11,6 метра - на 0,6 метра длиннее базовой модели. Все модификации были высокопольными.
Прототип О307 был представлен в 1967 году на Франккфуртском автосалоне - автобус можно считать ровесником нашего ЛиАЗ-677, который с 1967 года начал выпускаться серийно. Можно даже провести некоторые параллели и предположить, что советские конструктора ориентировались на достижение примерно того же уровня комфорта, что и немецкие: автоматическая КПП, пневмоподвеска, сопоставимая вместимость - вот главные черты, которые объединяла так внешне не похожие друг на друга автобусы. Увы, но для ЛиАЗа не нашлось дизельного двигателя, это и подорвало успешность автобуса.
В новом автобусе Mercedes-Benz особое внимание было уделено удобству работы водителя - были пересмотрены подходы к эргономике приборов, автобус получил большое панорамное ветровое стекло, зеркала заднего вида имели электрообогрев. Опытный экземпляр имел 40 мест для сидения и номинальную вместимость 76 пассажиров, на него был установлен 160-сильный двигатель.
Серийное производство Mercedes-Benz O305 началось в Мангейме в 1969 году, О307 начали выпускать серийно в 1972 году. Примечательно, что изначально планировалось выпускать удлиненную версию в рамках 305-й модели, и только спустя два года ее вывели в отдельную модель. О307 получил выдвигающиеся наружу двери, в то время как у О305 двери открывались в салон.
В 1974 году автобус получил более мощный двигатель и ряд менее значительных улучшений. Если раньше на автобус ставился двигатель OM407.908 мощностью 180 л.с., то с 1974 года его место занял модернизированный OM407.908 мощностью 200 л.с. Как правило, автобусы поставлялись с трехступенчатой АКПП, но были версии и с механической КПП, в том числе в России из-за большего ресурса и ремонтопригодности больше жаловали "механику". Кстати, была версия двигателя ОМ407, предназначенная для работы на природном газе. Автобусы имели максимальную скорость 75 км/ч.
Сочлененный автобус появился в конце 70-х. Mercedes-Benz долго работал над концепцией сочлененного автобуса с расположением двигателя в задней части автобуса, но при этом с приводом на средние колеса. Наконец, запатентовав сочлененное устройство, появилась версия O305G.
Автобус пользовался популярностью у пассажиров в России благодаря большому количеству мест для сидения: их было 44 у О305 и аж 53 у О307. При этом максимальная вместимость была как у имеющего 25 мест для сиденья ЛиАЗа - 110 - 115 человек. На плотно загруженных маршрутах как нельзя кстати приходился O305G - его максимальная вместимость составляла около 150 человек.
Новыми эти автобусы поставлялись в Гонконг, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию, Грецию, Израиль, Великобританию я ряд других стран. Многие из работавших в Европе позднее отправились дорабатывать свой ресурс в Россию. И, надо признать, что ресурс двигателя и КПП был существенно выше ресурса кузова - многие автобусы списали именно из-за того, что кузов уже было невозможно восстановить. Кстати, часто у сочлененных автобусов удаляли узел сочленения и прицепную часть, делая таким образом из O305G обычные O305. Такие же "фокусы" на ремонтных заводах делали и с Икарусами.
Тем не менее, успешность эксплуатации в России зависела от того, в каком состоянии приходили автобусы. В некоторые города они приходили в настолько плачевном состоянии, что их списывали уже через несколько лет и продолжали эксплуатировать технику, доставшуюся в наследство от СССР.
Mercedes-Benz O305 и его модификации стали одним из символов 90-х - их узнаваемый внешний вид было можно увидеть практически во всех крупных городах страны.
В 1983 было начато производство новой модели Mercedes-Benz O405. Автобус получил более экологичные и совершенные двигатели, новые КПП и в странах Европы стал постепенно вытеснять О305. Однако старую модель продолжали выпускать до 1987 года.
Таким образом, к моменту начала поступления автобусов в Россию самым новым экземплярам было около 6 лет. Естественно, большинство поставляемых автобусов были изготовлены в начале 80-х, но без проблем отработали в России еще по 10 лет и начали уступать место новому автобусному составу только в середине 00-х, хотя в ряде городов эксплуатировались и буквально несколько лет назад. Например, в "Википедии" приведен пример Екатеринбурга, где в 2018 году такой автобус работал на маршруте до местной "Меги".
Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог - впереди будет много интересного!