Узбеки и казахи давно спорят, кем по национальности был создатель современного архитектурного облика Самарканда Ялангтуш Бахадур (в казахском варианте Жалантос Бахадур)- казахом или узбеком?
Жалантос Бахадур (Жалантос Сейиткулулы) - эмир города Самарканд происходил из рода торткара казак-узбекского племени Алшын.
Это племя является одним из основных племен казак-узбеков, которое можно считать колыбелью узбеков и Младшего жуза казахов. Из него вышли казахские племена Алим и Байулы, а узбекские алшыны стали одним из 92 узбекских родов.
Жалантос Бахадур является выходцем из рода торткара, который стал одним из родов племени Алимулы (у узбеков его нет). Но казахом он по моему сугубо личному мнению считаться не может. Хоть он и выходец из казакской среды, но по менталитету он был узбеком - то есть жителем города, который уже не представлял для себя жизни без своего любимого Самарканда.
К чести Жалантос Бахадура он никогда не забывал своего родства со степной родней и помогал казак-узбекам в войнах против ойратов. Именно ему скорее всего принадлежит замысел Орбулакской битвы 1643 года, когда залповым огнем стрелков из фузейных ружей была уничтожена передовая часть джунгарского войска, и только запальчивость казахского хана Салкам Джангира не дождавшегося основных сил во главе с Ялангтуш Бахадуром помогла избежать полного разгрома ойратам.
Но Ялангтуш Бахадур уже не был сыном степей и его в первую очередь интересовали интересы его родного Бухарского ханства. В благодарность за его помощь 100 тысяч казахских всадников участвовали в кровопролитном походе в Афганистан против Великих Моголов в 1644 году.
В этом походе казахи понесли значительные потери и самое главное он был не нужен им ни в стратегическом, ни в тактическом планах. Это способствовало тому, что казахи не смогли оказать поддержку дружественной к ним части ойратов, которые проиграли в междоусобице с "партией войны" во главе с основателем Дурбан-Ойрота (Джунгарского ханств) хунтайджи Батуром.
Все это четко показывает ментальность Ялангтуша Бахадура, который был уже сформировавшимся оседлым жителем - представителем прообраза современной узбекской нации.
Сам Жалантос Бахадур владел несметными сокровищами. На свои средства он содержал лучшую на тот момент профессиональную армию гулямов (тяжеловооруженные всадники) и стрелков из фузейных ружей, создал современный архитектурный комплекс Самарканда, который вызывает восхищение у туристов со всего мира. Его родной брат Акша-бий (Денежный человек если перевести с казахского) построил множество ремесленических мастерских (в том числе изготавливавших огнестрельное оружие).
Жалантос Бахадур был последователем суффийского учения Накшбандия в отличие от казахов, которые были последователями учения Ахмеда Яссави. И это также показатель его оседлости в отличие от казак-узбеков, так как орден Накшбандия в отличия от Яссавеизма предполагает участие в политической жизни.
И еще одним из отличий от казак-узбеков Ялангтуш Бахадура было то, что он использовал в жизни и делопроизводстве персидский язык, а не чагатайский. То есть, его жизнь была полностью связана с жизнью оседлых персов и таджиков и он был защитником интересов этих народов Средней Азии в отличие от других правителей, которые использовали или чагатайский или тюркский языки.
Жалантос Бахадур похоронен в 12 километрах от города Самарканд в предместье Дагбит. Его скромная гробница, а также гробницы его дочерей находится на старом суффийском кладбище, рядом с которой расположена мечеть. В этой мечети вы можете получить исчерпывающие сведения о религиозной стороне жизни Жалантос Бахадура. На самом надгробии, когда я был там в 2013 году нет даже упоминания о том, кто похоронен там. Раньше оно было.
Как видите у Жалантос Бахажура даже гробница отличается скромностью и незатейливостью от бейтов (поминальных домов) степных правителей.
В истории он остался одним из основателей современной узбекской государственности, хоть и обладавший высшей властью и несметными богатствами, но бывший при этом скромным и милосердным (насколько позволяли нравы того времени). Он смог привить оседлость кочевым казак-узбекским племенам и начать их соединение с таджикско-персидским населением в один народ.