Назад: Часть 4. Остров Кунашир. Начало.
Третий день похода по Кунаширу.
Утро третьего дня для нас наступило очень рано. Часов в пять? Не помню точно, но около того. Ещё раньше встать (или даже не ложиться?) пришлось дежурным, приготовившим нам завтрак.
Небо сразу порадовало прекрасным рассветом и позволило понаблюдать, как на горизонте из искорки разгорается весь оранжевый диск солнца.
Подкрепившись завтраком и набрав с собой по несколько литров воды на каждого, мы отправились по тропе вверх, к вершине вулкана, высочайшей точке острова на 1819 м. над уровнем моря.
Начало тропы проходило по лесу, зарослям гигантских "лопухов" и сахалинской гречихи, по уже родному сахалинскому бамбучнику. В плане расстояния, наверное это и составило большую часть маршрута. Но точно не по времени и сложности.
Мертвый лес
В 1973 году, после полуторавекового затишья, Тятя проснулся. В течение двух недель пепел выбрасывало на высоту до пяти-шести километров. Им засыпало всю северную часть острова и не только - его донесло до Южно-Курильска и до соседнего острова Шикотана. Этими выбросами лавы и пепла было сожжено все в непосредственной близости к вулкану.
Так, с тех пор, на склонах стоит лес. Но не обычный, а мертвый - весь обгоревший почти полвека назад. Белые стволы, больше похожие не на деревья, а на соляные столбы или шипы гигантского растения, стоят посреди черного вулканического шлака, представляя собой совершенно сюрреалистическое зрелище.
Отважный
Примерно на половине высоты над выгоревшим лесом возвышается боковой кратер - Отважный. Где-то недалеко от него по первоначальному (а точнее позавчерашнему, кажется? Динамическое планирование - наше все!) плану мы должны были поставить лагерь. Сейчас мы забираться на него не стали, просто прошли рядом, а любовались им уже сверху.
Вскоре же после Отважного из-за травмы ноги одному из участников, моему соседу по палатке Илье, пришлось отправиться вниз в сопровождении второго инструктора Юли. Было очень грустно, что ребятам с нами не дойти до вершины, но наш путь продолжался.
На этом участке друг друга сменяли сыпучка, лес, заросли травы, русло ручья, кусты и камни. Часть бутылок воды припрятали здесь в кустах до обратной дороги.
Привершинная кальдера
Я до сих пор абсолютно ничего не рассказал о самом вулкане. Когда-то давно из-за извержения центральная часть обрушилась, образовав внутреннюю привершинную кальдеру, в середине которой вырос новый центральный конус. Из-за практически правильной формы усеченного конуса многие считают Тятю одним из самых красивых вулканов в мире. Эта кальдера находится на высоте около 1500 м. над уровнем моря и представляет из себя огромную более-менее ровную площадку, на которой не растет ничего кроме какой-то мелкой травы - условия, видимо, не самые благоприятные. Постоянно дует очень сильный ветер.
На краю мы устроили небольшой привал, пофотографировались и отправились преодолевать последний этап - трехсотметровый центральный конус. Тут нас всецело поглотило облако, шапкой сидешее на макушке вулкана.
Вертолет
Утром 10 января 1983 с вертодрома п.г.т. Южно-Курильска со срочным заданием - доставить врача к роженеце - взлетел вертолет, направляясь к мысу Докучаева. Из-за плохих погодных условий вертолет сбился с курса, так и не прибыл в пункт назначения.
Разрушенный вертолет был найден 13 января на южном склоне вулкана Тятя на высоте около 1500 метров. Обломки были разбросаны в радиусе 100-200 метров. В этой катастрофе погибли все три члена экипажа и четыре пассажира. Из них только второй пилот - от удара вертолета о землю, все остальные - существенно позже, от переохлаждения.
Обломки мы начали находить еще в кальдере, на подходе к центральному конусу. На склоне где-то видно хвост, где-то - отдельно валяющиеся лопасти. Сейчас фюзеляж служит своего рода памятником об этой трагедии, одновременно уже являясь местной достопримечательностью и ориентиром. Рядом с ним, на крутом склоне, мы и устроили привал.
Вершина
На верх шли по сыпучке в тумане. Постоянно звучали оклики "Камень!". Пейзаж... Ну, отсутствовал из-за плохой видимости - только камни под ногами.
Уже почти у самого верха - метрах в пятидесяти по склону внезапно земля резко стала очень теплой, и с этим пришло ощущение парилки. Очень необычное чувство, когда жар идет не сверху, от солнца, а прямо из-под ног. Такими вот ёжиками в бане мы и дошли до вершины. Край центрального кратера - а за ним... Ничего. Абсолютно ничего - просто белое молоко. Мы остановились минут на пять, попили чаю и начали дорогу обратно.
Назад
Вниз было идти легче. По крайней мере мне. Длинные штанины спасли от попадания камней в ботинки, благодаря чему можно было аккуратно съезжать вниз по сыпучке.
По пути забрали оставленную воду, помахали рукой Отважному, вернулись в мертвый лес и дальше - снова в зеленые заросли, которые на этот раз казались бесконечными.
Лагерь, вечер
Вернулись мы ещё достаточно рано. Нас радостно встретили ребята в лагере.Желающие сходили искупаться в океане. Потом мылись, стирались и просто отдыхали. Впервые за поход у нас получился размеренный без спешки вечер.
Пашина гитара звучала до часа или двух ночи. Наверное, можно сказать, что отсюда и пошла традиция нашей главной колыбельной - песни "Яхта, парус", которая потом, перевоплотившись в "Новую соседку", станет гимном похода.
Итого за день пройдено десять вверх, десять вниз, продолжая традицию двдцатикилометровок.
С утра предстояло отправиться в обратный путь, к воссоединению с остальными участниками группы, а потом - назад в Южно-Курильск и уже на юг острова к дальнейшим приключениям.