62,4K подписчиков

Свой? Чужой? Как это работает. Часть 1

13K прочитали
Дисклеймер.

Дисклеймер. Статья написана для «общего понимания» читателей, далёких от военно-технической тематики, поэтому тема изложена очень упрощённо, не затрагивает опознавание боевой техники и военнослужащих на поле боя, воздушных целей переносными зенитными ракетными комплексами и т.п.

После авиакатастроф последних лет неоднократно приходилось сталкиваться с недоумением многих по поводу системы «Свой-Чужой». Почему-то люди думают, что если на борту самолёта есть такая система, то никакая ПВО его сбить не может.

Увы! Может!

Правильное название этой системы «Аппаратура опознавания государственной принадлежности цели» или «Система ГРЛО (Государственного Радиолокационного Опознавания). Только два государства в мире разработали и применяют такие системы: США –Мк12, которой пользуются все члены НАТО и СССР – система «Пароль», которая применяется в России и СНГ и сейчас. Это совершенно разные системы, то есть наша аппаратура не взаимодействует с натовской, а натовская не взаимодействует с нашей.

Состоит она из двух частей - одна на запрашивающей радиолокационной станции, которая может быть обзорной РЛС или РЛС наведения ракет, ЗРК, в виде встроенных блоков или дополнительного контейнера с антеннами, и устанавливаться на земле, корабле, самолёте и т.п; а другая на отвечающей, также устанавливаемой на корабле, самолете, танке и т.п. Обе части включают передатчики запросного и ответного сигнала, приёмники, шифратор и дешифратор, антенны и др. элементы.

Схема автора специально для канала Дзен «Как на самом то деле». При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Схема автора специально для канала Дзен «Как на самом то деле». При перепечатке ссылка на канал обязательна.

Упрощённо принцип работы систем опознавания Свой-Чужой.

Принцип действия такой же, как у часового и разводящего. На запросный сигнал часового «Пароль!», разводящий отвечает «Воронеж» и требует «Ответ!», часовой отвечает «Тамбов» В этом случае слова «Пароль!» и «Ответ!» являются запросными сигналами (запросом системы опознавания), а слова «Воронеж» и «Тамбов» сигналами «Свой» (ответами системы опознавания). Сигнала «Чужой» нет, если вражина не знает пароля, то ему и сказать нечего, а если попытается подделать (сымитировать) ответный сигнал, например, крикнуть «Ташкент!», часовой стреляет на поражение без предупредительного выстрела.

Таким образом, чтобы цель прикинулась своей, она должна иметь ответчик ТОЙ ЖЕ СИСТЕМЫ, что и запросчик, то есть они должны работать в стандарте одного военного блока или страны, а также знать пароли и расписание их смены. Запросчик и ответчик разных стран просто не услышат друг друга, так как работают на разных частотах, используют разные сигналы.

На деле это выглядит так: после обнаружения цели радиолокатором обзора или радиолокатором наведения ракет, бортовым прицелом или любой другой военной РЛС, оператор нажимает кнопку «Запрос». При этом запросчик РЛС посылает в направлении цели шифрованный запросный сигнал, аппаратура опознавания принимает его, дешифрует, если запрос правильный, т.е. пришел от своей РЛС, то ответчик формирует шифрованный ответный сигнал и посылает его на запросчик, тот принимает ответный сигнал, дешифрует его и, если он правильный, то около отметки цели на индикаторе появляется отметка «Свой», если цель чужая, то отметка не появится.

Вражина может подслушать разговор часового и разводящего и попытаться пройти с подслушанным паролем. Чтобы такого не произошло, применяется шифровка и дешифровка и запроса, и ответа. Алгоритмы этого дела очень сложные и меняются по расписанию 1-2 раза в сутки в разных системах. Ни один запросный сигнал и ни один ответный не повторяются за сутки ни разу, во всех парах запросчик-ответчик. Для того, чтобы аппаратура РТР (радиотехнической разведки) подслушала сигнал, нет никаких проблем.

Но для того, чтобы разгадать алгоритм запроса-ответа и научиться имитировать его, нужно набрать массу пар запрос-ответ и применить гигантские вычислительные мощности. Даже объединённому множеству суперкомпьютеров, которых не может быть на борту врага и в наземных ВЦ, понадобятся не одни сутки. А пароли меняются чаще, чем их можно разгадать.

Наша аппаратура опознавания объективно является лучшей в мире. В ней «зашита» гениальная математика.

Вывод:

1.Сигнала «Свой-Чужой» не бывает. Бывает сигнал «Запрос» и ответ «Свой». Никто подделать этот сигнал не может, за необходимое время. На малых ЛА типа беспилотников и ракет такая аппаратура не устанавливается.

2. На ЗРК и боевых самолётах при нажатии кнопки «Пуск» производится автоматический запрос, и если пришел сигнал «Свой» в боевом имитостойком режиме, то пуск будет заблокирован.

3. Самолет, имеющий аппаратуру «Свой-Чужой» может дать ответ «Свой» только своей отечественной РЛС. То есть наш самолёт с такой аппаратурой не даст ответа «Свой!» натовскому запросчику, а натовский не ответит нам.

Часть 2.

Дисклеймер.-3