Играть роль – это искусство, которое подразумевает под собой примерку временной маски, изображение жизни другого персонажа, воплощение его мыслей и ценности.
Это возможность показать другим людям образ персонажа, добавляя в него часть своей личности.
Влияет ли воплощаемый образ на актёра?
Воплощение роли начинается с длительной подготовки к игре, непосредственному представлению.
И хороший актер должен пропустить через себя все, даже самые трудноуловимые характеристики персонажа, которого он должен сыграть.
Процесс подготовки к роли может вызвать различные эмоции и мысли в актере, изменяющие его мировоззрение и мироощущение.
Чтобы подготовиться к роли «Джокера» в фильме Кристофера Нолана, актер снял номер в отеле и не выходил два месяца, чтобы идеально выстроить образ персонажа и сыграть его на высшем уровне.
Леджер обнаружил, что эта роль оставила его истощенным, разрушенным и лишенным энергии. А также развилась бессонница.
После игры в фильме «Сияние», Шелли Дюваль получила серьезный нервный срыв из-за тех вещей, которые ей необходимо было выполнять на съемочной площадке.
Это может оказать влияния на личность самой актрисы. Как происходит воплощение роли? Наиболее распространен в актерской практике подход к образу «от себя».
Взгляд Станиславского.
Этот подход берет свое начало от метода Станиславского, который говорил, что «я», должен благодаря «если бы» погрузиться в обстоятельства пьесы.
Станиславский настаивал на том, что при исполнении роли – вся природа актера должна быть включена в процесс, его ум, эмоции, тело.
Хотя, одним из основных правил – есть разделение себя и воплощенного персонажа, чтобы не происходило перемешивания характеристик и не привнесения в реальную жизнь сценического образа.
Персонаж не статичен, он постоянно меняется, и актеры также учатся осознавать каждое эмоциональное изменение в пьесе.
Плановое и благоприятное познание над инстинктом, не оставляя места для спонтанности и разных интерпретаций, которые могут предложить актеры.
Что важно для актера? – чтобы в его персонажа поверили.
Актёрам необходимо погрузиться в персонажа настолько, что происходит изменение чувств, реакций и физического воплощения (изменение жестикуляции, походки и т.п.) – необходимо видеть правду с физической точки зрения и с эмоциональной.
Эмоции - это центральная часть актерского опыта, но есть определенные эмоции, которые способны вызывать физические изменения.
Парадокс Дидро.
Интересным является «Парадокс об актере» Дени Дидро. Эссе состоит из диалога между двумя ораторами.
Первый оратор утверждает, что великий актер характеризуется полным отсутствием чувств и что искусство великого актера состоит из демонстрации иллюзии чувства.
Великий актер руководствуется своим интеллектом, а не его эмоциями. Поступает рационально, а не интуитивно.
Актеры не пропускают через себя роль, а лишь являются имитацией персонажа. Полностью отделяют себя от воспроизводимого персонажа.
Эмоциональное воспроизведение роли является интересным с точки зрения изменения личности.
Есть несколько примеров, иллюстрирующих влияние исполняемой роли на актера.
Примеры влияние роли на человека.
Джим Керри однажды взял на себя роль Энди Кауфмана, где он настолько погрузился в свою роль, что не переключался в своё реальное состояние. Даже во время остановки съемок.
Иллюстрацией влияние роли, которая воплощается обычным человеком, является Стэндфордский тюремный эксперимент.
Он показывает изменение поведения в связи с выполнением другой социальной роли, что говорит о полном стирании границ.
Ролевая игра сильно повлияла на поведение людей. Если бы эксперимент продлился еще дольше, изменения могли бы стать постоянными.
Заключение.
То есть, если придерживаться точки зрения Дидро – то сценический образ никак не должен влиять на актера, потому что тот, в свою очередь, полностью ограничивает себя от воплощаемого персонажа.
Но воплощение метода Станиславского – может нести за собой влияние, которое подтверждают приведенные иллюстрации.
Могут возникать трудности в выстраивании границ.
Если человек поверхностно воспроизводит роль, то влияния никакого не будет.
Не менее важным является сам процесс воспроизведения роли, или процесс съемок, моменты, которые могут оставить эмоциональное потрясение у актеров.
И последнее, важным является осознанность того, что человек исполняет роль.
Если человеку кажется, что он находится в реальной ситуации, то он словно сам погружается в мир, в котором должен играть.
И его поведение уже изменяется на автомате, неосознанно. Что конечно привносит правдоподобность, но является опасным для человека.
В общем, сценический образ может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на человека.
Насколько сильно происходит проецирование, пропорционально увеличивается влияние.