Найти тему
Libertà

2 ЭКРАНИЗАЦИИ СЕЛА СТЕПАНЧИКОВА И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ

кадр из фильма спектакля
кадр из фильма спектакля

«Село Степанчиково и его обитатели» - первая повесть Ф.М. Достоевского после возвращения с каторги. Сюжетная линия «Степанчикова» похожа на серию скандальных взрывов.

Попробуем рассмотреть 2 экранизации: спектакль МХАТ им. Горького 1973г. и фильм режиссера Л. Цуцульковского 1989г. В каждой из них есть свои сильные стороны.

Главный герой романа – Фома Опискин, бывший шут генерала, ныне «приживальщик» в доме полковника Ростанева. Очевидно, что генерал был сильной личностью, в его доме Фома не смог проявить себя во всей красе демагога и манипулятора.

Зато, с Ростаневым ему просто повезло. Полковник выглядит эдаким богатырем, он бесконечно добр, деликатен. Главная его мечта «чтобы все были счастливы». При этом он самостоятельно не в состоянии даже устроить свою судьбу – слишком боится обидеть мать и Фому. В этом плане мне ближе М. Зимин в роли Ростанева, особенно внешне.

кадр из спектакля
кадр из спектакля

Хотя, и А. Лазарев в фильме играл по-своему неплохо.

кадр из фильма
кадр из фильма

Фома Опискин действовал через женщин. Дамы более восприимчивы и эмоциональны. Зная о том, что, что полковник слушается во всем и боготворит свою практически выжившую из ума матушку, Фома сделал ее первой жертвой. За мамашей последовало и все ее окружение.

Дружно глядя в рот Фоме и слушая его бредни, дамы откровенно игнорировали хозяина поместья, не позволяя ему вставить слово. Причем, это происходило не от глупости дам, а от того, что Фома в своих нравоучениях выступал от имени добра. Он позиционировал себя, как носителя высших ценностей, будучи, по сути, фигляром.

Признаюсь, в детстве мне очень хотелось, чтобы с Фомой что-то случилось, готова была даже участвовать в расправе.

Приехавший по письму полковника, племянник, чувствует себя в поместье, как в доме умалишенных. Нового человека, молодого ученого, шокирует все происходящее и особенно поведение Фомы. Будучи способным сутками молоть ерунду, необразованный, вздорный Фома пугается нового лица и тут же пытается унизить даже самое звание ученого. На фоне испуга это выглядит довольно неуклюже и пошло.

Фома, бесспорно, удался у А. Грибова. Его Фома Опискин более спокоен и тверд в любой ситуации. У Л. Дурова получился несколько истеричный персонаж.

кадр из фильма
кадр из фильма

Казалось бы, Фома понятен с первых своих слов, даже еще не появившись в кадре, он уже достаточно прозрачен, как шут. Но, этот шут попал в настолько благоприятную ситуацию, что стал чуть ли не святым для всех обитателей.

Поведение Фомы в доме хозяина и благодетеля большей частью состоит в том, что он унижает полковника, грубит ему, распоряжается его слугами. И все это делается «из благородных побуждений» дабы «улучшить и очистить душу» своего друга и покровителя.

Фома стал хозяином в доме, он не допускает не только спора с собой, но и рот не дает открыть своему другу и благодетелю. Все из тех же побуждений как друг и наставник.

Нравоучения Фомы на любую тему и без темы часто заканчиваются словами «Я знаю Россию, и Россия знает меня». Очень мощный персонаж и злободневный.

Если над образом полковника Достоевский еще будет работать очень долго, пока он перерастет в князя Мышкина, то Фома полностью завершен.

Эта фигура настолько узнаваема сегодня, что гениальность Достоевского очевидна. Кого мы видим и слышим с экрана - Фому Фомича в разных ипостясях. Он проповедует о том, что у некой гражданки НН сгорел дом, ушел муж, после чего она попала в клинику, как бы говоря зрителю, что не стоит думать о своем – у НН совсем плохо, переживай о ней.

Фомы Фомичи настолько бьют по мозгам, что на мысли о своей жизни у людей сил не остается. Знаю людей, попавших в клинику с инсультами после подобных передач.

Еще одна, очень узнаваемая черта Опискиных – как только они слышат критику в свой адрес, срываются на откровенную брань. Они привыкли к тому, что их должны слушать и кивать головой. По-моему, очень узнаваемые образы.

Вернемся в Степанчиково. Кто сделал Фому сильным – обитатели. В первую очередь - матушка.

кадр из фильма
кадр из фильма

Ее прекрасно сыграла в фильме Л. Аринина. («Почти смешной история» Тася). Ее генеральша Ростанева не выжила из ума – она умело притворяется, наблюдает и контролирует все происходящее. В спектакле же мы видим полубезумную старуху.

Но, зато во МХАТе в роли Мизинчикова нам показали молодого В. Невинного и его блестящее исполнение роли.

кадр из спектакля
кадр из спектакля

Кто еще хорош в фильме: И. Смоктуновский (голос за кадром), Е. Никищихина – Перепелицына, В. Талызина в роли Обноскиной, А. Леньков – Ежевикин. Интересен Видоплясов, хотя в книге Достоевский более подробно его описывает. Слуга и собеседник Фомы Фомича очень напоминает будущего Смердякова.

Центральную женскую роль Настеньки отметить не могу, поскольку она и у автора невнятная. И Настасья Филлиповна и Грушенька появятся у Достоевского позже.

Не стану пересказывать сюжет – очень рекомендую и спектакль, и фильм к просмотру.

От автора в заключение: Мизинчков говорит очень интересную фразу: «Если бы не было Егоров Ильичей (Растанев), не было бы и Фомы Фомичей».

Значит, от нас с вами все-таки многое зависит.

ПРИГЛАШАЮ ОБСУЖДАТЬ, ГОЛОСОВАТЬ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ