Найти тему
FireSilence

Личность огня

Долгое время считалось, что разрешение загадки огня равнозначно разрешению центральной загадки Вселенной.

Бургаве в 1720 году писал: "Если вы допускаете ошибку в описании природы Огня, ваша ошибка распространится на все отрасли физики. Ведь во всем, что создает природа, главным агентом всегда является Огонь."

Некоторые люди столь облегченно трактуют природу и феномены Огня, что может показаться, будто все трудности устранены. Теплота то оказывается элементарным Огнем, то вдруг становится результатом Огня. Свет толкуется как наичистейший огонь и как элемент, который оказывается рассеянным по всему земному пространству, а импульс элементарного Огня непосредственно сообщает ему движение. Или же свет — это элемент, который можно связать с помощью acidum pingue и который высвобождается при расширении этой гипотетической кислоты.

-2

Огонь, в отличие от электричества, не нашел свою науку. Для донаучного разума он остался комплексным феноменом, принадлежащим одновременно и химии, и биологии. Поэтому понятию огня присуща всеохватность, которая соответствует двойственности толкований, колеблющихся между жизнью и веществом и стремящихся в этих бесконечных взаимоотражениях постичь феномены огня.

Если бы электрический огонь, как писали философы XVII века, «…мог проникнуть в оболочки огненных шариков, изобилующих в ткани тел, которые сами обладают электричеством, если бы он мог развязать эти многочисленные крошечные мошны, крепко удерживающие спрятанный в них сокровенный огонь, и соединиться с ним, — тогда эти частички огня, свободные, испытывающие сотрясение и давление, не будучи связанными и группируясь вместе, охваченные сильным возбуждением, сообщили бы электрическому огню такое воздействие, такую силу и стремительность, такое ускорение и неистовство, что в результате целое должно было бы распасться, разрушиться, воспламениться и уничтожиться…».

Как подобный огонь — яркий, жгучий, воспламеняющий — может содержаться в человеческом теле, не причиняя ему никаких неудобств?!

-3

Когда было обнаружено, что искры от наэлектризованного тела человека воспламеняют водку, это вызвало подлинное изумление. Электрический огонь оказался самым настоящим огнем!

Но почему от этого огня воспламеняется спирт, тогда как ткани тела изнутри не воспламеняются, так и осталось загадкой.

-4

Элементы огня встречаются повсюду. Они обнаруживаются и в золоте, самом устойчивом среди известных тел, и в торричеллиевой пустоте. Для химика и философа, для ученого и мечтателя опредмечивание огня столь естественно, что они одинаково легко связывают его как с пустотой, так и с наполненностью. Конечно, современная физика признает, что пустота пронизана множеством тепловых излучений, однако она не считает такое излучение свойством пустого пространства.

Коли огонь не выдает свою тайну, его принимают за первопричину мира, и тем все объясняется. Его трудно зажечь и так же трудно погасить. Субстанция капризна. Значит, огонь — личность.

-5

Огонь питается, как живое существо – этот «факт» занимает самое важное место среди представлений об огне, сформировавшихся в нашем бессознательном. В современном понимании «подкормить огонь» — синоним выражения «поддержать огонь». Но слова имеют над нами больше власти, чем кажется, и иногда архаичное выражение заставляет вспомнить забытый образ.

-6

Египтяне называли огонь восхитительным и ненасытным животным, которое пожирает все, что рождается и растет. A после того, как оно насытилось сполна, — самого себя, так как ему уже нечем больше кормиться и насыщаться, ибо, обладая свойствами теплоты и движения, оно не может обойтись без пищи и без воздуха, необходимого для дыхания.

-7

Персы, совершая жертвоприношение огню, клали пищу ему на алтарь: «Вкушай и пируй, Огонь - властитель мира»!».

В космологии Средневековья идея питания светил является чем-то вполне общепринятым. Популярно мнение, что функция земных испарений заключается в том, чтобы служить пищей для звезд. Испарениями питаются кометы. Кометы питают Солнце. При этом, все светила созданы из одной и той же субстанции - тонкого небесного огня. Аналогия между звездами, состоящими из тонкого небесного огня, и соединениями серы с металлами, образованными грубым земным огнем, как бы объединяет феномены земли и неба. Так возник универсальный взгляд на мир.

-8

Утверждение, что огонь — начало жизни, встречается во всех областях. Огонь - животворный флюид, «никогда не пребывающий в праздности», увлекает за собой и поднимает воду.

Возможно, огонь — это тот активный принцип, та вторая причина, вся энергия которой исходит от Творца, и которую Писание определяет как: «…et spiritus Dei ferebatur super aquas».

-9

По ценности огонь во многих отношениях сопоставим с золотом. Если оставить в стороне присущее золоту свойство прорастания при трансмутации металлов и его целебные качества, в нем усматривают лишь коммерческую ценность. Нередко даже алхимики признают ценность золота именно в том, что оно является средоточием элементарного огня: «Квинтэссенция золота — чистейший огонь».

Один алхимик XVIII века пишет: «Огонь - это природа, которая ничего не совершает понапрасну, не способна заблуждаться и без которой ничто не осуществимо».

Именно так романтик описывал бы страсть. Минимального вмешательства огня, малейшем признака его присутствия достаточно, чтобы полностью проявилось его могущество.

-10

«Огонь всегда последний количеством, но первый качеством». - мысль об эффективности малого всегда привлекательна. Это означает, что ничтожное количество умножено жаждой могущества. Люди мечтают о том, чтобы в одном пороховом заряде сосредоточилась вся эффективность химии, в смертоносном яде — вся ненависть, в скромном подарке — безграничная невысказанная любовь. Человек наделяет огонь подобного рода качествами: в его фантазиях огненная частичка иногда способна поджечь целый мир.

-11

Огонь — животворящая стихия! Благодаря ей существует всё. Огонь - это начало жизни и смерти, бытия и небытия, активное по своей сути, несет в себе действенную силу. Критический разум останавливается перед внутренней мощью огня, а объяснение, ведущее к огню, достигает таких глубин, где возможно решение вопроса о бытии и небытии вещей и, вместе с тем, развенчание всех убогих механистических объяснений.

Отождествление жизни и огня лежит в основании системы Парацельса. Для него огонь есть жизнь. И там, где таится огонь, поистине содержится зародыш жизни. Последователи Парацельса ценят обычную ртуть за то, что в ней заключен огонь высшей степени совершенства и скрыта божественная жизнь. Именно этот скрытый огонь следует использовать как целительную и порождающую силу.

-12

Никола де Лок в своей оценке огня целиком исходит из его интимной сущности: «…Огонь бывает внутренним или внешним. Внешний, механический огонь разрушает и уничтожает. Внутренний, сперматический - порождает и способствует созреванию…».

Когда речь идет об огне, человеческая фантазия безгранична и в науке и в философии. Она умножает любую силу, она ищет абсолюта как в жизни, так и в смерти.

-13

Уничтожим огонь нашей жизни сверхогнем, сверхчеловеческим сверхогнем - огнем без пламени и пепла, который посеет небытие в самой сердцевине бытия. Когда огонь сам себя поглощает, когда мощь направляет оружие против себя самой, тогда, кажется, жизнь достигает тотальной концентрации в мгновении гибели.

«Я есмь огонь внутри себя, огонь служит мне пищей, и в нем моя жизнь».

Огонь — это действующее начало в сердцевине всех вещей, это благословенное тепло, поддерживающее в нас жизнь, как выразился один врач в конца XVIII века, когда оно рассматривается вне какой-либо локализации, как нерасчлененность или как синтез, как глобальное воплощение жизни. Сокровенная жизнь — не что иное, как неопределенное тепло. Именно это витальное тепло лежит в основе понятия спрятанного, невидимого огня, огня без пламени.

-14

Поскольку огненное начало уже отделено от зримого качества, огонь уже не отождествляется с желтым пламенем и рдеющим углем. Огонь стал невидимым, он может наделяться самыми разнообразными свойствами, получать самые разные определения. Это возвеличивает достоинства огня и создает много противоречий. Возьмите азотную кислоту — она сжигает бронзу и железо. Скрытый в ней огонь, огонь без тепла, сжигая металл, не оставляет следов.

Для бессознательного противоречие не просто приемлемо, но и поистине необходимо. В самом деле, оно открывает наиболее простой путь к индивидуальности, а претензия на индивидуальность в человеческом бессознательном является одной из доминирующих.

-15

По мнению Никола де Лока , «то божественное тепло, тот огонь, что дает жизнь, в сухом веществе бывает связанным и оцепенелым, во влажном — очень расширенным, в теплом — весьма активным, а в холодном — замороженным и укрощенным». Таким образом, лучше сказать, что в холодном веществе огонь заморожен, нежели допустить, что он исчез.

Уточнение что свет и тепло - это модусы огня, а не его свойства, основаны на наблюдениях за Луной. Лунные лучи совсем не согревают. Даже если собрать их в фокусе лупы, они не становятся жгучими. Луна холодна. Эти несколько замечаний оказываются достаточным основанием для такого странного предположения г-жи дю Шатле: «Тепло не является сущностью элементарного Огня».

-16

Он постоянно ускользает из-под власти нашего разума, хотя и находится внутри нас самих. Огонь обладает некой интимностью, входящей в противоречие с внешними проявлениями огня. Огонь выступает вечным антагонистом тяжести, отнюдь не побежденный ею. Все в Природе постоянно колеблется между расширением и сжатием, ибо огонь воздействует на тела, а тела оказывают огню противодействие благодаря тяжести и плотности их составных частей…

Мы всегда не таковы, какими кажемся. A утверждать, будто огонь тяжел, - это отрицать главное качество огня, позволяющее ему быть одной из движущих сил Творца.