В рамках данной статьи я хотел бы рассказать про советского архитектора, успевшего поработать во всех трёх ключевых архитектурных стилях, существовавших в СССР: конструктивизм, сталинский неоклассицизм (ампир) и советский модернизм. И этим архитектором является Евгений Адольфович Левинсон!
Думаю, что многие из вас о таком человеке ничего не слышали. Действительно, Левинсон далеко не самый известный архитектор Петербурга, и, как по мне, его незаслуженно обделяют известностью (впрочем, очень многие архитекторы Советского Союза не получили той известности, которую они заслуживали)! При этом постройки, созданные Левинсоном, широко известны не только петербуржцам, но и гостям северной столицы.
В этой статье я попытаюсь проанализировать и показать вам самые интересные и красивые творения Левинсона, но для начала предлагаю вам рассмотреть самые важные факты из его биографии - они помогут нам раскрыть Евгения Адольфовича как личность. Начнём!
Биография Левинсона
Евгений Адольфович Левинсон родился в Одессе в 1894 году. Правда, уже в десятилетнем возрасте он переехал в Санкт-Петербург, где был определён в приют Принца Ольденбургского - учебное заведение, в котором он получил комплексное среднее образование.
Свою творческую деятельность Левинсон начинал в качестве художника, а на архитектурный факультет в Художественную Академию он поступил только в 1924 году (тогда Евгению Адольфовичу было уже 30 лет).
Можно сказать, что Левинсону очень повезло с наставником - он учился у легендарного архитектора Ивана Александровича Фомина. Это сильно помогло ему в жизни - начинающему архитектору очень важен талантливый наставник, который направит его в нужное русло.
Позже Левинсон и сам занимался преподавательской деятельностью , причём в обоих архитектурных вузах города: в ЛИСИ (ныне СПбГАСУ) и в Институте имени Репина, совмещая её с активным участием в проектировании новых построек Ленинграда. Об этих проектах я расскажу вам чуть позже, а пока что вернёмся к биографии архитектора.
Нельзя не отметить один очень интересный факт - Евгений Адольфович очень часто работал в соавторстве с другими архитекторами (во многом это было связано с тем, что он занимал должность главы Ленпроекта), но главным его коллегой стал, несомненно, Игорь Иванович Фомин (да, это сын Ивана Фомина, у которого Левинсон учился в университете). К слову, и знакомство этих двух людей произошло с лёгкой руки Фомина-старшего: он хорошо общался со своим учеником, Левинсоном, и попросил его "взять шефство" над своим сыном (Левинсон старше Фомина на 10 лет).
Вообще, оба Фомина заслуживают по отдельной статье, так как они невероятно интересные и талантливые архитекторы: Игорь Фомин стал одним из основоположников Сталинского неоклассицизма, а его сын Игорь создал множество построек в разных стилях (в основном, конструктивизм и неоклассицизм), а после войны являлся заместителем главного архитектора Ленинграда. Но данная статья посвящена Евгению Левинсону, так что не буду отвлекаться от заданной темы.
Активную творческую деятельность Евгения Адольфовича прервала Великая Отечественная война. В её начале Левинсон возглавлял группу архитекторов, строивших оборонительные укрепления на подходах к Ленинграду, но позже он был эвакуирован на Урал, где в группе с другими ленинградскими архитекторами продолжил проектировочную деятельность (Левинсон, в соавторстве с Симоновым и Олем, создали несколько малоэтажных жилмассивов в Магнитогорске).
По возвращению из эвакуации, Левинсон снова приступил к активной проектировочной деятельности, в первую очередь занимаясь реконструкцией и новым строительством в сильно пострадавших от войны пригородах Ленинграда: в Пушкине и в Павловске.
Умер Левинсон в Ленинграде, в 1968 году, и был похоронен на Серафимовском кладбище.
Рассказав о биографии Евгения Левинсона, я предлагаю перейти к самой главной части статьи - рассмотрению ключевых построек архитектора. Я расположил их в хронологическом порядке, тем самым обозначив изменения в творческой деятельности Левинсона.
Первый жилой дом Ленсовета
Соавтор: Игорь Фомин
Дата постройки: 1931-1934
Архитектурный стиль: Конструктивизм
Адрес: Набережная реки Карповки, 13, метро "Петроградская"
Одной из самых первых (и одной из самых интересных) построек Левинсона является жилой дом Ленсовета, расположенный на набережной реки Карповки. Одновременно с этим зданием на другой стороне Карповки началось строительство другого здания (тоже по проекту Левинсона) - ДК имени Ленсовета. Таким образом, эти два здания должны были составить полноценную архитектурную композицию Каменноостровского проспекта на участке от площади Льва Толстого до площади Шевченко.
Дом Ленсовета предназначался для советской элиты: квартиры в нём многокомнатные и обладают всеми необходимыми для жизни удобствами. Интересна и сама форма здания - дугообразный главный корпус, поднятый на терассу (она заменяет собой первый этаж), что предохраняет дом от наводнений. В самом центре здания терраса прерывается аркой, которую поддерживают высокие и тонкие колонны - выглядит очень элегантно и необычно.
Дом Ленсовета - яркий пример перехода конструктивизма от аскетичности к монументальности сталинского неоклассицизма. Что не удивительно - Левинсон и Фомин представляли собой поколение более поздних конструктивистов (в отличии от, к примеру, архитекторов Симонова или Гегелло).
Любопытно, что жилой дом Ленсовета сильно приглянулся советским режиссёрам - сцены с ним фигурируют в двух фильмах: в самом конце комедии Гайдая "Операция Ы", а также в единственном моменте фильма "Берегись автомобиля", снятом в Ленинграде (сцена, в которой Деточкин приходит к следователю Подберезовикову).
Дом культуры им. Ленсовета
Соавтор: Владимир Мунц
Дата постройки: 1931-1938
Архитектурный стиль: Конструктивизм
Адрес: Каменноостровский проспект, 42, метро "Петроградская"
Я уже упомянул эту постройку в прошлом пункте, так как он очень удачно сочетается с расположенным по соседству домом Ленсовета.
Ранее на месте ДК находился "Спортинг-палас" Башкирова - крупное здание в стиле неоклассицизм, построенное в 1910 году и выполняющего практически те же цели, что и заменивший его в будущем ДК имени Ленсовета: кинотеатр и концертный зал. Но были и отличия: в "Спортинг-палас" располагался "скэтинг-ринг" - довольно уникальное для России того времени помещение, предназначенное для катания на роликовых коньках!
В Советское время было принято решение перестроить здание, сохранив лишь его железобетонный остов - его форму вы и сейчас можете наблюдать в современном ДК Ленсовета.
В итоге, к зданию Спортинг-паласа (вернее к тому, что от него осталось) был перпендикулярно пристроен новый объём, ставший в итоге лицевой частью фасада (что не удивительно - эта часть идёт по красной линии Каменноостровского проспекта).
В плане архитектуры стоит отметить ещё один примечательный факт - ДК Ленсовета, можно сказать, оказалось недостроенным - по первоначальному проекту Левинсона оно должно было завершаться высокой башней, сильно напоминающей башню Кировского райсовета архитектора Троцкого (задел под башню ДК Ленсовета можно увидеть и сейчас - параллелепипед, выходящий из основного объёма здания со стороны площади Шевченко). Впрочем, может быть это и к лучшему - зданию с такой высокой башней не место в исторической части Петербурга.
В целом, здание дома культуры имени Ленсовета является не самой выразительной постройкой в данной местности (особенно в сравнении с архитектурным ансамблем расположенной по соседству площади Льва Толстого). Однако, стоит отметить, что оно обладает прекрасной акустикой, что придаёт ценности проекту Левинсона - что может быть важнее в здании, предназначенном для живых выступлений, чем акустика его залов?
Станция метро "Автово"
Соавтор: Андрей Грушке
Дата постройки: 1955 год
Архитектурный стиль: Сталинский ампир
Адрес: Проспект Стачек 90к2
Прежде чем начать рассказывать вам про это прекрасное творение архитектора Левинсона, я должен уточнить одну вещь - в этом пункте (в отличии от всей остальной моей статьи) были использованы фотографии не моего авторства, так как я не успел сделать их раньше, а сейчас такой возможности не имею - вынужден соблюдать самоизоляцию.
Ну а теперь по существу. Станция метро Автово - одна из самых красивых не только в Санкт-Петербурге, но и во всём мире в целом. Почти все туристы знают о существовании такой станции (конечно, в туристических буклетах её называют "станцией-дворцом"). По своей красоте она может на равных соревноваться с московскими станциями метро сталинского периода.
Любопытно, что на этой станции ярко выражен переход советской архитектуры от сталинского ампира к модернизму - часть колонн успели декорировать по первоначальному проекту, тогда как остальные выполнены из обычного облицовочного камня (на самом деле облицовку дешёвым способом сделали из-за того, что не успевали сдать станцию в срок. Однако временные меры стали постоянными после указа Хрущёва "об архитектурных излишествах").
Станция метро "Автово" известна во всём мире - она постоянно получает высокие места в различных топах самых красивых станций метро не только России, но и всего мира! Вот такая вот удачная работа архитекторов Левинсона и Грушке!
Гостиница "Советская"(Азимут)
Соавторы: Ганкевич, Прибульский
Дата постройки: 1963-1968
Архитектурный стиль: Модернизм
Адрес: Лермонтовский проспект, 43/1, метро "Балтийская"
Гостиница Советская - яркий пример изменений в советской архитектуре - ещё десять лет назад Левинсон строил станцию метро, больше походящую на роскошные залы дворца, а сейчас он строит аскетичную коробку гостиницы с полным отсутствием декора. Но это не делает постройку менее интересной - изменились принципы подхода к архитектуре, но талант советских архитекторов никуда не пропал!
В гостинице Советской Левинсон использовал те самые приёмы, которые позволяли архитекторам-модернистам создавать прекрасные строения, соблюдая правила того времени (то есть, без "архитектурных излишеств"). Под этими приёмами я понимаю геометрические формы зданий, сопоставление корпусов (высокий главный корпус против низкого, но протяженного корпуса по соседству). Ну и сама цветовая гамма прямо говорит нам, что здание построена во времена раннего советского модернизма (1960е годы). Эта деталь, а также протяжённые ленточные окна, придают внешнему облику здания ощущение лёгкости.
У этой постройки есть один крайне значительный минус - это её расположение. 20-этажный корпус очень сильно не вписывается в окружающую застройку - ведь построен он практически в самом центре города, на берегу реки Фонтанки!
Впрочем, лично по мне, это здание не очень сильно вредит облику этого района - хоть оно и диссонирует с окружающей застройкой из-за своей высоты, но за счёт уже упомянутой мною ранее "лёгкости" оно не стремится переманить на себя всё внимание зрителя. Хотя это, конечно, вопрос дискуссионный.
В общем, очень интересная постройка, в которой лично мне больше всего нравится боковой корпус - сочетание разных геометрических форм выглядит очень интересно!
ДК "Невский"
Соавтор: Григорьев, Земцов
Дата постройки: 1968-1972
Архитектурный стиль: Модернизм
Адрес: Проспект Обуховской Обороны 32, метро "Елизаровская"
Легендарное здание, знаменитое не своей архитектурой, а людьми, в нём выступавшими. И это не удивительно - долгое время ДК "Невский" был центром неформальной культуры Ленинграда. На его сцене прошёл первый концерт Ленинградского рок-клуба. За всё время существования ДК в нём выступали такие известные исполнители, как "Алиса", "Аукцыон", "Пикник", а также несколько концертов давала легендарная группа "Кино"!
Кроме культурного наполнения, ДК Невский интересен и своей архитектурой. Изначально Левинсон разработал проект данного здания ещё в 1953 году. По первоначальному проекту здание предполагалось построить в стиле сталинского ампира, но из-за уже упомянутой раннее "борьбы с излишествами" строительство сначала просто долго откладывали (оно уже было начато - строители успели заложить фундамент, но стройку резко "заморозили"), а потом проект был переделан самим же Левинсоном (иначе здание никогда бы не было построено).
В итоге здание дома культуры имеет те же формы и очертания, что и в первоначальном проекте, однако его внешний вид сильно изменился - вместо колоннады панорамное окно, вместо фронтона здание завершает простой параллелепипед. Но при этом здание всё равно сохранило свою первоначальную красоту, хоть и изменилось стилистически.
Самое печальное, что уже много лет ДК Невский находится в полузаброшенном состоянии, а в народе ходит множество слухов об его сносе. Очень надеюсь, что этого никогда не произойдёт - здание ценно как с архитектурной, так и с исторической точки зрения!
Жилой дом на Каменноостровском проспекте
Соавторы: Суханов, Болдырева
Дата постройки: 1970 год
Архитектурный стиль: Модернизм
Адрес: Каменноостровский пр., дом 41, метро "Петроградская"
Это здание - последнее, что построил в своей жизни Левинсон. Более того, он не дожил до завершения строительства - дом был построен в 1970 году, а умер Евгений Адольфович в 1968 году.
Однако это здание нельзя упускать из виду, ведь оно - финальный аккорд всей творческой деятельности архитектора. Оно как бы довершает ансамбль зданий около метро Петроградская: данный жилой дом расположен между ДК им Ленсовета и первым жилым домом Ленсовета, причём и внешне оно выдержано в таком же стиле (хоть это и не конструктивизм).
Более того, здание расположено напротив доходного дома Нидермейера, который, во многом, и задал этот серый тон всей окружающей его архитектуре.
Любопытно видеть, как в едином архитектурном ансамбле сплелись представители разных стилей: здесь есть и доходный дом в стиле неоклассицизм, построенный ещё до революции, и ДК имени Ленсовета в стиле конструктивизм, и даже жилой дом, построенный в позднем советском стиле с отсылкой на Сталинский ампир. Эти дома могли бы диссонировать друг с другом, но с помощью труда талантливого архитектора Левинсона, они не противоречат, а дополняют друг друга.
Заключение
Подводя итог, хочется сказать, что Евгений Левинсон - талантливейший архитектор, умевший работать в абсолютно разных стилях, что позволяло ему заниматься любимым делом на протяжении всей своей жизни. И, несомненно, Евгений Адольфович дополнил архитектуру Санкт-Петербурга своими постройками, и сделал город ещё красивее!
В заключение хотелось бы сказать, что мне очень приятно анализировать и рассказывать вам о творческом пути ленинградских архитекторов - эти люди продолжили дело своих коллег из дореволюционного Санкт-Петербурга и произвели огромный вклад в архитектуру России в целом. Увы, как я уже говорил ранее, эти люди обделены популярностью - и такими вот статьями я в какой то мере стараюсь это исправить!
Надеюсь, что вам понравилась эта статья, и вы смогли узнать из неё что-то новое для себя! Если вам нравятся статьи из цикла "Лучшие архитекторы России 20 века", то ждите следующую мою работу по этой тематике(в следующий раз я планирую рассказать о дореволюционном архитекторе, творившем в стиле модерн), а также читайте предыдущие мои публикации из этого цикла: