Если будете заходить в Севильский кафедральный собор через Ворота Ящера (Puerto del Lagarto), обязательно поднимите голову вверх, чтобы увидеть под их сводом египетского крокодила, который там живет уже несколько веков.
Эта история началась в давнем 1260 году, когда Кастилией и Леоном правил король Альфонсо Х по прозвищу Мудрый.
И была у короля прекрасная дочь Беренгела, в которую влюбился султан Египта. Решил султан просить руку принцессы. А чтобы подтвердить глубину своих чувств, оправил к Альфонсу X послов с дорогими подарками, в числе которых был слон с шикарными бивнями, ручной жираф с седлом и огромный живой крокодил.
Король, к сожалению, султана, дочь ему в жены не отдал (принцессе было всего 7 лет), но подарки с благодарностью взял. Чудовище поселили в Королевском Алькасаре, где он, под видом дракона, свободно разгуливал в тени апельсиновых деревьев и цветников. Иногда ему даже разрешали плавать в Гвадалквивире. По окрестностям Севильи быстро распространился слух, что в королевском дворце живет дракон. Любопытствующие ходоки выстраивались в очередь, и отдавали последние деньги, чтобы взглянуть на чудище хоть одним глазком. Надо сказать, что в те времена для многих богатых аристократов содержание фамильных зоопарков, да еще с диковинными экспонатами, были вопросом престижа. А поскольку за животными профессионального присмотра не было, они из подобных зоопарков часто сбегали. Несчастные беспризорные крокодилы на свободе сталкивались с тотальным непониманием местного населения. Народ принимал их за драконов и в страхе убивал. Египетский крокодил на чужбине долго не протянул и сдох. А поскольку музеи в те времена еще не придумали, все диковинные вещи размещалось для всеобщего обозрения в общественных местах, которыми были церкви.
В результате труп крокодила повесили перед входом в Севильский кафедральный собор (который тогда еще был в образе не перестроенной Большой мечети халифа Абу Якуба) и стали взимать с верующих (желающих заодно поглядеть и на крокодила) плату в пользу прихода. Какое-то время эта схема приносила доход, но вскоре мертвый крокодил протух, и по понятным причинам стал пованивать. Вонь была такая, что служители церкви не выдерживали и падали в обмороки. Одним словом, было принято решение смердящего гада выбросить, а вместо него сделать деревянную скульптуру, с чем блестяще справился неизвестный мастер XVI века. Он не только искусно обтянул деревянное чудище в натуральную величину кожей рептилии, но и вставил ему в пасть лошадиные зубы.
С тех пор прошли века, крокодил неоднократно подвергался реставрации, но места своего не покидает. С ним по соседству в память о щедрости египетского султана, как и прежде, висит бивень слона.
Алла Чередниченко.
Фото автора.