Дети любят играть.
Через игру они познают этот мир и учатся новому.
Но также дети не любят проигрывать.
Часто встречается такое, что ребенок сильно переживает из-за собственного поражения.
Как же научить ребенка не обижаться, когда он проигрывает?
Важно помнить о том, что способность ребенка проигрывать напрямую связана с его способностью побеждать, ведь когда дитё умеет принимать поражение это, по сути, говорит о том, что он обладает таким качеством как способность достижения цели.
Связано это с тем, что невозможно всегда выигрывать, на пути будут попадаться трудности, связанные с проигрышем.
И ребенку нужно научиться проигрывать, извлекать из этого опыт и, если проигрыш не травмирует его сильно, он будет предпринимать попытки снова и снова.
И наоборот высокой «ранимости» от проигрыша ребенок не будет ввязываться в соревнования, избегая ситуации, в которых он может выиграть или проиграть.
Таким образом, ваш ребенок может лишиться большой части опыта в детстве и конкурентного преимущества, связанного с соперничеством уже во взрослой жизни.
Наверное, уже не один раз вы слышали историю Эдисона, который изобрел лампу накаливания, при этом проведя около 700 неудачных опытов до момента изобретения.
Когда его спросили почему же он не остановился,
ведь все ваши 700 опытов были провальными, он ответил, что я не совершал ошибок, а наоборот 700 удачных раз доказал, что она не будет работать.
Вот так положительное отношение к поражению в каком-то смысле является ключом к успеху.
Каким же образом мы с вами можем обучить ребенка принимать поражения спокойнее?
В первую очередь крайне важно учитывать темперамент ребенка, потому что, например, флегматик к проигрышу будет относиться спокойнее нежели меланхолик и холерик.
Поэтому важно эти моменты учитывать и никоим образом не сравнивать реакцию на проигрыш своего ребенка с реакцией других детей, потому что так мы можем сами только расстроить детей, а не приободрить, как многие думают.
Второй момент — это способность справиться с негативными эмоциями от проигрыша.
Она напрямую связана с возрастом ребенка, да что далеко ходить то, согласитесь и у вас бывают такие обидные проигрыши в значимых спорах.
Конечно, вы контролируете себя(или нет), но представьте как это каждый раз сложно делать ребенку с неокрепшей детской психикой?
Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет только учится, точнее даже знакомится с собственными эмоциями, учится контролировать эмоциональное состояние и от него бессмысленно ждать спокойной реакции на проигрыш.
Главное, вы родители не переживайте, ваш ребёнок не один такой, а практически все так реагируют.
Призывать успокоиться нет смысла, потому что он даже ещё не знает, как можно взять под контроль свои эмоции и провести системный анализ собственного поражения.
Дело в том, что логический тип мышления у ребёнка начинает формироваться после 5 лет и соответственно ожидать от них глубокого анализа произошедшего конечно же не стоит.
Ещё важно то, что мы сами склонны переложить личную ответственность ребенка на окружающие факторы.
Например, пробегая мимо стола, пробегая возле него он ударился ногой, , ему больно, он огорчен и мы вместо того, чтобы дать ему ценную рекомендацию, что стоит все-таки аккуратнее себя вести и рядом со столом бегать более медленно, мы часто подходили к столу и наказывали стол, говоря при этом какой он плохой.
У ребенка формируется безответственное отношение к собственным неудачам, а этого конечно же однозначно стоит избегать поэтому важно не защитить или пожалеть ребенка, а научить его справляться с этими неприятными ситуациями, ведь во взрослой жизни вы не сможете их защищать от неудач постоянно.
Подытожив всё это, можно сделать важный вывод о том, что нужно позволять детям совершать ошибки и помогать им учиться на своих ошибках и поражениях для формирования здорового отношения к победам.
На этом ещё не всё. Читайте продолжение похожих и связанных тем в следующих публикациях!