Для начала несколько цитат из нашего всего (ну, или для кого-нибудь - «скучного писателя») Антона Павловича Чехова — с некоторыми малозначимыми сокращениями. Короче, «Антон Палыч Чехов однажды заметил»:
Русский человек ужасно застенчив, когда дает, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из его коренных свойств. Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества... В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших — ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам... Извозчик просит прибавки, официант презирает того, кто не дает на чай, драматург со спокойной совестью заимствует чужие пьесы и выдает их за свои, одна десятая пассажиров в каждом поезде едет бесплатно, в театрах даровые посетители составляют необходимое, привычное зло, с которым не решится вести борьбу ни один антрепренер; в каждом правлении железной дороги или банка вы найдете с десяток порядочных, очень приличных людей, получающих жалованье совершенно даром; ни один чиновник не откажется от пособия или командировки, и любой врач подтвердит, что добрая половина тех медицинских свидетельств, которые прилагаются к прошениям об отпусках и пособиях, выдаются из любезности, а не по совести. У самой щепетильной и совестливой части общества — у молодежи — стипендии, пособия, концерты с даровыми исполнителями давно уже стали обычаем; Общество вспомоществования недостаточным студентам не может получить долгов с своих бывших клиентов, и не было еще примера, чтобы студент, ставши богатым, считал нужным возвратить стипендию. О неуважении к мелким долгам и авансам, о зачитывании чужих книг и рукописей, о том, что из ста тысяч читающих за чтение платит только одна тысяча, нечего и говорить.
Знакомая картина, не правда ли? Скучная и неинтересная? По мне — да. При Антон Палыче, который только и делал, что всю жизнь писал скучные истории из жизни скучных людей, это всё было скучно, скучно и теперь, если не многократно скучнее. Потому что ничего или почти ничего не изменилось с тех пор, как Антон Палыч заметил указанные явления и описал их в своей статье, красноречиво названной «Наше нищенство» и вышедшей в 1886(!!!) году. Если не усугубилось и не стало во сто крат хуже и омерзительнее.
Однако продолжим.
Сознание, что «это можно», всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства. Иная почтенная мать семейства стыдится, что у нее седые волосы, но ей нисколько не стыдно ехать в поезде по билету агента или сидеть в партере театра по контрамарке, взятой у знакомого капельдинера. Стыдно лгать, но не стыдно просить у доктора медицинского свидетельства, чтобы одурачить казну и содрать с нее ни за что ни про что 200—300—1000 рублей, не стыдно просить у влиятельной особы места для человека, заведомо неспособного. Порядочный человек не перестает быть порядочным оттого, что даром получает жалованье... О пособиях, подписках, даровых жалованьях, о бесплатных билетах и контрамарках, о зачитанных книгах и проч. все говорят вслух, никто не краснеет, все чувствуют себя прекрасно и все милые люди.
Те, кому все это несимпатично в русском человеке, оправдывают его именно тем, что русский человек относится одинаково беспечно как к чужой, так и к своей собственности: он зря берет и в то же время зря дает. Пусть так. Но ведь человеку, кроме характера и темперамента, дана еще способность рассуждать; кто берется оправдывать или обвинять, тот не должен забывать об этой способности. Каждый зря просящий и зря берущий, если он не извозчик и не официант, легко может рассудить и понять, что все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажется, что за кулисами всего этого чрезвычайно часто кроются несправедливость, произвол, насилие над чужою совестью, эксплуатация чужого чувства, преступление… Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?
Хуже всего, что беспечность и художественный беспорядок в отношениях русского человека к чужой собственности, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд. Барин, играющий в винт, нимало не думает о кучере, мерзнущем на дворе; так и наше общество привыкло не думать о том, что учителя, получающие за свой тяжелый труд гроши, бедствуют, что в городских больницах работает даром, ничего не получая от общества, масса молодых врачей... Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам... Чем дешевле, тем лучше, а если даром, то это еще лучше. Уличное нищенство — это только маленькая частность большого общего. Нужно бороться не с ним, а с производящею причиною. Когда общество во всех своих слоях, сверху донизу, научится уважать чужой труд и чужую копейку, нищенство уличное, домашнее и всякое другое исчезнет само собою.
Пафос Антон Палыча вполне понятен и сегодня, не так ли? Только Антон Палыч напечатал эту статью в известной газете, каковая на тот момент по охвату аудитории была сопоставима с каким-нибудь нынешним федеральным телеканалом, а сейчас попробуйте что-нибудь подобное толкнуть где-нибудь в федеральном эфире — вас просто не поймут, всем плевать, бабло победило зло, и нечего тут "нам подбрасывать" разную чушь.
Да, времена всё-таки немного изменились.
Извозчики нынче не просят прибавки, они просто не дают сдачи, а иногда просто нагло воруют у того же «Яндекс-Такси», фиктивно прерывая поездку, после чего едущему в такси человеку приходит сообщение о том, что он «прервал поездку раньше времени», ну или как-то так.
Официанты если и не презирают открыто тех, кто не даёт на чай, то, по крайней мере, не показывают виду.
Драматурги нынче не в чести, так что воруй, не воруй, а большого бизнеса на современных пьесах не сделаешь. Лучше мы вон возьмём того же Антон Палыча, уделаем как бог черепаху не уделывал, - глядишь, театралы и порукоплещут. Спектаклей десять-двадцать.
Но времена если и изменились, то не сильно.
По-прежнему количество «зайцев» в разного рода «общественных транспортах» не уменьшается. Особенно смешно это наблюдать в электричках, когда процентов десять (та самая упомянутая Антон Палычем «одна десятая») пассажиров перебегает от одного конца состава к другому, пока через него идут контролёры, а потом по платформе на ближайшей станции перебегает обратно. А контролёрам по барабану — свою работу они «сделали», галочку в табель учёта рабочего времени им поставили.
Не знаю, как в театрах, потому как не был там добрый лет, почитай, пятднадцать, но, думаю, контрамарки никто не отменял, и по-прежнему часть людей посещает оные заведения на халяву.
По-прежнему в правлениях банков сидят люди, получающие «жалованья» (теперь это называется «вознаграждение члена совета директоров», ну, или что-нибудь подобное — название поменялось, не поменялась суть) ни за что, просто за сидение. Правда, теперь их не называют «порядочными» и «очень приличными». Скорее, «нужными» или «нашими человечками», как-то так.
По-прежнему чиновники обожают командировки, особенно заграничные, особенно по «обмену опытом» или «знакомству с передовым опытом», даже если там на самом деле совершенно нечего делать — разве что глаза полупить на достижения продвинутых стран и народов.
По-прежнему врачи выдают пачками липовые справки — не из любезности, конечно, а за совершенно конкретные бонусы. Это уже не говоря о принявшей невероятные масштабы и при этом вполне себе официальной торговле разного рода справками и медицинскими книжками.
О неуважении к мелким долгам нечего и говорить. Как нечего говорить о том, что почти никто нынче не платит за прочитанные книги. Другое дело, что большинство нынешних «писателей» отнюдь не Антон Палычи Чеховы, но это уже другой вопрос.
Теперь про то, что было не стыдно тогда и что по-прежнему не стыдно теперь.
По-прежнему не стыдно небедным людям крысятничать по мелочам — например, пользоваться льготами, которые в принципе положены только бедным.
Совсем не стыдно дурачить казну — только суммы стали другие. Никто и заморачиваться не станет по поводу 100-300-1000 рублей — если уж и дурачить, то так, чтобы на оставшуюся жизнь за бугром на какой-нибудь вилле: лондонской, швейцарской, израильской, подставьте любую другую страну, про которую когда-либо слышали, что туда убегал какой-нибудь очередной проворовавшийся чиновник или даже «выборный» губернатор, потому что оттуда «выдачи нет».
Не стыдно - когда у тебя есть «доступ к телу» влиятельной особы, распоряжающейся назначениями на тёплые местечки (не важно где — в госструктурах или в коммерческих компаниях), - рассаживать на них своих бесконечных друзей, родственников и знакомых — безусловно, заведомо неспособных, ибо способные не унижаются поиском тёплого местечка, а делают дело и в конце концов сами делают себя, как говорят американцы. Слава богу, что хотя бы «порядочными» всех этих нахлебников нынче не называют. «Свой человек», «человек такого-то», «человек оттуда-то», «наш человек», «сын такого-то», «любовница такого-то» - и хватит с них. У них даже нет имён и фамилий — только характеристики.
Но самое печальное не это. Самое печальное, что — в отличие от времён Антон Палыча — никто на самом деле из всех тех «зря просящих» и «зря берущих» не может «легко рассудить и понять, что все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажется, что за кулисами всего этого чрезвычайно часто кроются несправедливость, произвол, насилие над чужою совестью, эксплуатация чужого чувства, преступление». Ибо — как мне представляется — нынче никто из всех этих просящих и берущих вообще не думает ни о ком, кроме самого себя — ну, и ближайших «родственников, друзей и близких знакомых». Ибо — атомизация общества, а точнее, его почти полный распад на «семьи», «кланы», «группы по интересам» и т.п. - достигла уже таких размеров, что любой человек, пытающийся следить за реально происходящими событиями, а не за бесконечными СМИшными фейками и ещё более бесконечными, но также бессмысленными и беспощадными шоу-тёрками, не может не понимать, что мы стоим на пороге чего-то очень неприятного. Если не сказать жёстче.
И поэтому задай сейчас кто-нибудь этот банальный, на уровне самого обыкновенного здравого смысла чеховский вопрос: «Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?» - никто толком и не поймёт, о чём речь. Льгот побольше, самых разных, маленьких и больших, всем сразу, и чтоб никто не ушёл обиженным! Конечно же, под «всеми» имеются в виду те самые «свои», «наши», «люди такого-то и оттуда-то», а вовсе не всё народонаселение. Народонаселение перетопчется — ему надо ещё повысить квартплату, а пенсии снизить, точнее, отбросить «в даль светлую», подальше в будущее, т.е.поднять ещё разочек пенсионный возраст - а то обленилось наше народонаселение, зажирело, в двери не пролазит… Да и продолжительность жизни растёт. Женщины вон на пенсии наслаждаются чуть ли не по 30-40 лет, а толку от них экономике никакого: сидят у себя в квартирах, в ящик пялятся и ничего не покупают!
Всё вышеизложенное может показаться немного сумбурным и неструктурированным. Но меня лично всё это крысятничество по мелочам настолько достало, что никаких иллюзий по поводу будущего России я давным-давно не питаю. Нет у страны будущего, если в ней чуть ли не две трети населения всё время занимаются мелким воровством не по делу, - то есть таким, когда издержки с ним связанные больше, чем полученные выгоды.
По мне, главным принципом жизни русского народа и прочих народов нашей необъятной Родины должен стать следующий — очень простой: «Не кради по мелочам! Впрок не пойдёт!» И вот если у нас хотя бы основная масса населения перестанет заниматься этой ерундой, - может быть, все эти люди наконец-то очнутся, посмотрят по сторонам и скажут: «Мы честно живём! А почему же другие воруют? Может, стоит их к ответу призвать?» И призовут. Только не так, как нынешние бесконечно юные и пылкие «борцы с режимом», а медленно, но верно, методично начиная борьбу законными методами сперва с мелкими жуликами, потом со средними, а потом, глядишь, и до крупных дело дойдёт.