Слово «Монтессори» знают многие родители. Так же, как словосочетание «развивающие занятия». Откуда же появились эти детские центры «Монтессори»? Давайте разбираться.
Необычная девочка
В конце XIX века, в небольшом городке Италии родилась девочка Мария.
Росла она пытливым, жадным до знаний ребёнком. Могла прихватить с собой в театр учебник математики. Видимо, Марии он был интереснее спектакля.
Наперекор всем правилам
Школы Марии было недостаточно. Она захотела учиться в технической гимназии. Это казалось невозможным — там учились только мальчишки! Но наша героиня с детства знала — невозможное возможно. И ей сделали исключение.
Представляете, на этом Мария не остановилась! Окончив гимназию, девушка заявила, что хочет стать врачом. Врачей-женщин в то время не было. И не учились женщины на медицинских факультетах. Но… только не Мария Монтессори. Она добилась право получить образование, правда, с некоторыми условиями. Например, как незамужняя, занятия она могла посещать только в сопровождении.
Преграды не помешали Марии получить диплом. Она стала первым итальянским врачом-женщиной.
Прорыв в отношении к слабоумным
Когда Мария обучалась в университете, она посетила лечебное заведение для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Увиденное поразило её. Детей ничему не учили, даже навыкам самообслуживания. У них не было игрушек. Видимо, врачи в то время считали, что расти и развиваться нужно только здоровым малышам. Однако, Мария посчитала по-другому.
Она поступила на педагогический факультет Римского университета и изучила все теории образования.
Окончив университет, Мария стала директором института, который готовил учителей для работы с больными детьми. При институте была школа для таких детей. И Мария начала внедрять свою систему развития. Результат был потрясающий — дети, изначально признанные психически нездоровыми, показывали лучшие результаты в обучении, чем «нормальные»!
Обучение детей без насилия
«Значит, в дошкольном обучении есть проблемки!» — подумала Мария и организовала первые детские сады Монтессори. Чем они отличались от традиционных — расскажу в следующей статье, завтра.
Не жена, но мать
Долгий роман случился у нашей героини с коллегой. Звали его Джузеппе. К несчастью, он был из семьи аристократов. Мать мужчины не дала согласие на брак с особой, нарушающей устои патриархальной Италии.
В результате этих отношений родился мальчик, Марио. Отец не признал сына. Мария отдала сына в приёмную семью, назвав его своим племянником. Почему она так сделала? Мы можем только догадываться. Мария приезжала к сыну под видом тёти.
Когда мальчику было 15 лет, Мария забрала его к себе. О том, что он её сын, а не племянник, она рассказала миру только перед смертью.
Переезды в новые страны
Когда в Италии воцарился фашистский режим, мать с сыном уехали из страны. Жили в Испании, Нидерландах и Индии. Выросший Марио присоединился к работе мамы. По воспоминаниям его дочери, внучки Марии, он был матери соратником, другом, любящим сыном. До её смерти они работали бок о бок.
Монтессори это
Теперь вы знаете, что «Монтессори» это не какое-то странное слово, а фамилия женщины. Она совершала революции на протяжении всей жизни. Её личная жизнь неоднозначна, как и у любого реформатора. Вклад же её в педагогику — бесценен.
Это статью написала я, Марина Пиксасова, педагог раннего развития.
Напишите мне в комментариях, какой факт из биографии Марии Монтессори вас поразил больше всего?