4 августа 2018 года опубликован Федеральный закон № 340 от 03.08.2018 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - об изменении правил возведения и регистрации жилых домов на участках, предназначенных для ведения садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Какие же изменения прописаны в новом законе?
Разберемся в этом в данной статье.
Для чего внесены изменения
- Чтобы получать специальное разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию частного жилого дома не требовалось.
- Оформлять проектную документацию на будущую постройку ИЖС не обязательно (по желанию застройщика).
- Регистрация собственности на дом происходит через местную администрацию, которая самостоятельно направляет все документы в Росреестр по факту уведомления об окончании строительства (уклониться от регистрации и сэкономить на налогах теперь не получится).
1) Все известные разновидности частных жилых домов (в т.ч. и садовые дома) объединены теперь под одним общим названием – «объект ИЖС».
А дополнительно определены параметры, которым теперь должны соответствовать жилые строения, возводимые на личных участках граждан:
- отдельное здание, которое должно представлять собой единый объект и не предполагать возможности его разделения на отдельные объекты недвижимости (т.е. строения по типу «таун-хаус» исключаются),
- предельно допустимая высота жилого дома – до 20 метров и не более, чем на три этажа (над землей),
- здание предназначено исключительно для проживания граждан и включает жилые комнаты и вспомогательные помещения.
Таким образом, построить на своем участке «дворец» выше трех этажей теперь не удастся.
2) Новые параметры применяются только к будущим строениям, в т.ч. тем, которые еще находятся в стадии строительства и пока не оформлены в собственность.
Закону не придали обратную силу, а потому уже имеющиеся строения, которые «не укладываются в обозначенные рамки», реконструировать не требуется.
Закон предусматривает, что если разрешение на строительство дома было получено до его вступления в силу, то можно строить дом, даже если он выходит за рамки указанных нормативов объекта ИЖС, – главное, чтобы он не противоречил условиям разрешения.
3) Окончательно отменяется необходимость получения разрешения на строительство частного дома (объекта ИЖС) и ввода его в эксплуатацию.
Процедура оформления постройки теперь будет проходить так:
- гражданин, который планирует начать строительство на своем участке, направляет в местную администрацию специальное уведомление с приложением подтверждающих документов.
- Форма его будет утверждена Минстроем в ближайшее время, в числе основных сведений указываются: Ф.И.О., адрес, паспортные данные застройщика, все данные земельного участка и описание объекта, который будет строиться (текст и графика);
- В соответствии с существующими нормативами, заявка может быть подана как лично в уполномоченных органах, так и через МФЦ и сайт госуслуги.
- у администрации есть 7 дней (рабочих) на то, чтобы все проверить и принять соответствующее решение: согласовать представленный проект или отклонить (только по причинам, которые явно не допускают строительство при имеющихся условиях),
- если по истечении указанного срока гражданин не получил от администрации встречного уведомления о несоответствии его будущего строения действующим нормативам, считается, что строительство одобрено (по умолчанию).
- Разрешение действует в течение 10 лет со дня, когда уведомление о планируемом строительстве было направлено в администрацию,
- по окончании строительства гражданин направляет в администрацию очередное уведомление, к которому прикладывает квитанцию об уплате пошлины за регистрацию права собственности, технический план нового объекта (составляется кадастровым инженером на основании заполненной застройщиком декларации).
Для согласования администрации также предоставляется 7 рабочих дней,
- если построенный объект укладывается в необходимые рамки, администрация самостоятельно направляет все документы в Росреестр для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности (о чем сообщается застройщику).
Когда по истечении 7-ми дней никакого уведомления от администрации не поступило, гражданин может самостоятельно подать документы на регистрацию постройки – Росреестр в таком случае сам обязан запросить у администрации все необходимые бумаги.
Как оформляются документы
Подготовкой разрешительной документации будут заниматься коммунальные унитарные предприятия (КУП) либо территориальное подразделение архитектуры и строительства.
КУПы — это специально созданные предприятия для профессиональной подготовки разрешительной документации
Предполагается, что эти организации смогут более эффективно и качественно подготовить необходимый пакет документов. Застройщик, которому нужна разрешительная документация на строительство, должен будет заключить договор с КУП.
Для систематизации практики выдачи технических условий и упорядочения информации, указываемой в этих документах, новой редакцией Положения устанавливается однозначное определение технических условий: это документ, содержащий информацию о подключении (отключении) здания, сооружения к объектам инженерной инфраструктуры. Также закреплен перечень информации, которая должна содержаться в технических условиях. Такой подход направлен на установление прозрачных условий ведения бизнеса.
Впервые вводится термин «технические требования». Это связано с необходимостью на стадии выдачи разрешительной документации заказчику получать от организаций, выдающих заключения при приемке объекта в эксплуатацию, перечень требований, позволяющих безопасно эксплуатировать здание.
Определена и роль градостроительного паспорта. Это будет документ, содержащий полную информацию о земельном участке. В состав градостроительного паспорта включат нормы, устанавливаемые архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями, техническими требованиями.
Получается, при возведении жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на своем участке гражданин будет вправе самостоятельно выбирать набор разрешительной документации, выдаваемой ему. Это может быть решение исполкома и градостроительный паспорт либо решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, технические условия, технические требования.
Градостроительный паспорт будет разрабатываться на земельный участок с указанием на нем возможных объектов строительства. Таким образом, гражданин, обратившись один раз в исполком, получит документ, позволяющий ему возводить здания на своем земельном участке в рамках границ и параметров, установленных градостроительным паспортом без получения в дальнейшем решений исполкома.
При этом ожидаемо, что первое время после вступления изменений в силу будет «период адаптации», пока не решатся все организационные вопросы. Что на некоторое время замедлит процесс согласований.
Также в новом положении мы видим дополнительное звено между проектировщиками и исполкомами — КУПы. Теперь они будут заниматься согласованиями, но будет ли это эффективно и в интересах застройщика? Это также увеличит нагрузку на администрации, что скажется и на времени согласования.
Если сейчас по декрету № 7 упростили и предпроектную проработку, и сбор исходных данных компаниями, которые действуют в интересах застройщика, то теперь это должны делать госорганы. И мы опасаемся, что это тоже усложнит процесс.
Постановление вступает в силу в полной мере через три месяца после его официального опубликования.
P.S
Бригада профессиональных строителей и отделочников, с опытом работы более 15 лет, выполнит ремонт любой сложности , от эконом до класса люкс, в Вашей квартире, доме, офисе, гараже. Как отдельные виды работ, так и полностью “под ключ”.
Если есть вопросы по строительству и ремонту в Новороссийске заходите на наш сайт.