Чтобы причислить автомобиль к кроссоверам, нынешним маркетологам не нужен даже полный привод, достаточно клиренса чуть повыше, чем у обычной легковушки и декоративного «внедорожного» обвеса, например такого, как у Chery Tiggo 2. Впрочем, и Lada Xray не стесняется своего лакированного переднего бампера, к тому же предлагает более мощный двигатель почти за ту же цену. Посмотрим, кто кого?
Chery Tiggo 2 у нас продается с апреля 2017. К семейству Tiggo 3 / Tiggo 5, чьи корни уходят к древнейшим Toyota RAV4, он отношения не имеет, в его «генетическом коде» прослеживается Volkswagen Golf второго поколения. Через много лет и «перерождений» он воплотился в хэтчбек Chery Very, кузов которого, в свою очередь, искусно обвесили некрашеным пластиком, немного укоротили свесы, сделали передок чуть массивнее и увеличили дорожный просвет до 186 мм. Но если платформа Tiggo 3/5 подразумевает возможность установки полного привода, то малыш Tiggo 2 – строго переднеприводный, со стойками McPherson в пердней подвеске и задней полузависимой балкой на пружинах.
Ту же распространенную схему подвески использует и Lada Xray – прямой наследник франко-румынского «приподнятого» хэтча Renault Sandero Stepway, отличающийся от своего прародителя в основном затейливой формой кузовных панелей – сложных в ремонте, зато легко собирающих своими штампованными «иксами» дорожную грязь. Бойкий на вид, но простоватый Chery Tiggo 2 кажется маленьким, хотя на самом деле он на 35 мм длиннее «Иксрея», не уступает ему в ширине и высоте, только колесная база «китайца» на 37 мм короче.
Оранжевое настроение.
Салон с веселенькими оранжевыми вставками – в базовой комплектации Chery Tiggo 2, за хорошее настроение не нужно доплачивать! Большие, очень информативные зеркала с повторителями указателей поворота, подогревом, электроприводом – стандартное оборудование.
Торпедо из жесткого пластика с «карбоном» в средней части, эргономика без «извращений» вроде запрятанных в подлокотник кнопок подогрева передних сидений, как говорится «бедненько, но чистенько».
Хотя не так уж и «бедненько» — мультифункциональный руль, круиз-контроль, опционный медиацентр с восьмидюймовым экраном полностью синхронизируется со смартфонами на Android, вот только с приборкой намудрили лишнего. Мало того, что серые шкалы на черном фоне почти не читаются при дневном свете – не помогает даже слишком тусклая, нерегулируемая подсветка, так еще и оцифровка «отзеркалена». Там где «у нормальных людей» расположена цифра 60, у Tiggo 2 вдвое больше, попробуй тут не нарваться на штраф за превышение скорости. Остается всматриваться в меленькую цифирь на монохромном экранчике – дизайнеры почему-то решили, что индикатор открытых дверей и давления в шинах гораздо важнее и почти всю площадь дисплея в приборке заняли далеко не самой нужной информацией, отведя цифровому спидометру слишком мало места.
Руль регулируется только по высоте, но профиль кресла удачный, компоновка водительского места и без настройки «баранки» по вылету позволяет устроиться достаточно удобно, особенно если вы ростом со среднего азиата. А вот у тех, кто вымахал за 180 сантиметров, взгляд неизбежно упрется в верхнюю кромку лобового стекла – микролифт отсутствует, водительское сиденье установлено слишком высоко. Может, если подпилить кронштейны, удастся сесть пониже? Но «доработка напильником» обычно требуется произведениям российского автопрома.
Главное – казаться!
Впрочем Lada Xray – благо что французская по сути, в «допиливании» почти не нуждается, когда на контрасте садишься за руль российского «псевдокроссовера», кажется, что попал в кроссовер настоящий – так тут просторно. Запас по высоте потолка огромный, при этом регулировки кресла по высоте не пожалели, только спинку бы поудобнее, а то после часа за баранкой уже хочется размяться.
Руль мягче и толще, но так же не регулируется по вылету, помпезное торпедо давит на водителя размером и мрачной пустотой, зато пластик хотя бы кажется дорогим, а семидюймовый экран «реношной» медиасистемы, в отличие от «исходного» Renault Sandero Stepway, расположен на достаточной высоте, чтобы не искать его глазами, надолго отвлекаясь от дороги. Среди опций есть климат-контроль, причем со своим дисплеем. Все познается в сравнении – приборка «Лады», убого смотревшаяся даже на фоне не самой удачной «Сандеровской», после китайских «художеств» кажется совершенной. А вот подстаканники неудобные, и, в отличие от «Тигго» у которого на центральном тоннеле объемистый открытый ящик, некуда положить мелкие вещи, а блок клавиш электрических стеклоподъемников в водительской двери сильно смещен назад.
Объем и порядок.
На галерке в Chery Tiggo 2 не развернешься, сев «сам за собой» я едва не уперся коленями в спинку переднего кресла. Диван плоский, спинка без подлокотника, заряжать гаджеты негде. На заднем ряду Lada Xray почти так же, но диван стоит чуть выше, коленкам остается чуть больше места — седокам немного удобнее. Если по вместимости второго ряда наши соперники примерно равны, то по удобству доступа и организации пространства в багажнике Lada Xray заметно превосходит «китайца».
Трансформация элементарна – спинка складывается в пропорции 60/40, нижняя подушка целиком поднимается в вертикальное положение, зато благодаря прочной «переборке» получается ровный пол. Под ним еще остается порядочно места для вещей, постоянно «прописанных» в машине, а запаска «живет» в самом глубоком подполье.
В «грузовик» Chery Tiggo 2 трансформируется так же, но порог багажника здесь слишком высокий, единственное его достоинство – пластиковая накладка, которой нет у «Лады». Грузовой отсек узкий – сильно выпирают колесные арки, и глубокий, на вид гораздо меньше, чем в «Иксрее», но китайцы заявляют минимальный объем от 420 литров против 361 литра у «Лады». Возможно в «Иксрее» минимум считается от фальшпола, который легко снимается, к тому же ВАЗовцы не скрывают максимальный объем багажного отделения, он составляет 1207 литров, а на сайте Chery такой информации нет, похоже неспроста.
Лошадки ленивые и трудолюбивые.
Если не вдаваться в подробности выгод от покупки в кредит и утилизации, топовая Lada Xray Exclusive со «старшим» 1.8 – литровым двигателем и пятиступечатой «механикой» дешевле, чем 1.6 литровый Chery Tiggo 2 с МКПП в «полном фарше». При таком раскладе мы конечно взяли в сравнение 1.8 литровую «Ладу» — 122 лошадиных силы всяко лучше 106-и лошадок, а 10.4 секунды ощутимо быстрее 14.5 секунд, за которые разгоняется до 100 км/ч Tiggo 2. Вот только российские лошадки под капотом Lada Xray оказались какими-то ленивыми – в значительный отрыв от «Чери» отечественный кроссовер не уходил, разница в динамике едва ощущалась, к тому же рассогласованность коробки и мотора «Иксрея» не раз заставляла нервничать. Сцепление «Лады» настолько неинформативно, что бывало сложно тронуться, несмотря на 170 Н.м. крутящего момента, тяги в нижнем диапазоне недостает, не всегда внятно переключаются передачи.
Китайский же «табун» трудился под капотом в полную силу, радуя «понятным» сцеплением, полным «взаимопониманием» мотора и коробки, четкими ходами рычага КПП, а 135 «Ньютонов» хватало, чтобы задорно вывозить машинку со светофоров. Правда после 100 км/ч обгоны «китайцу» даются сложнее, «Тигго 2» заметно теряет в динамике. Комфортный скоростной порог «Тигго 2» – 110 км/ч, на такой скорости звук мотора еще не слишком мешает разговаривать с пассажирами, ветер не так свистит в стойке над ухом водителя, не очень громко шумят покрышки. Звукоизоляция Lada Xray лучше, 120 – 130 км/ч идешь не напрягаясь, но дальше начинают проявляться те же шумовые эффекты.
Не та колея.
Кроссоверы Chery издавна славятся энергоемкой подвеской, уступающей только французскому Renault Duster. Малыш Tiggo 2 продолжил эту традицию – «пробить» его почти так же тяжело, как Renault Sandero Stepway и его российского «наследника», только на «лежачках» удары чувствуются сильнее, зато в асфальтовой колее он стоит заметно лучше «Лады».
Раскачкой на продольных волнах не страдает ни один из соперников, крены у обоих велики по «легковым» меркам, но проявляются только при резком маневрировании. Chery Tiggo 2 оснащен обычным гидроусилителем рулевого управления, на парковочных скоростях «баранка» китайца крутится чуть тяжелее, но в остальном управляемость не слишком отличается от Lada Xray, оснащенного электрогидравлическим усилителем. У обоих нет четкого «ноля», не хватает информативности в поворотах. Да и бог с ней, главное, что на дачном грейдере можно не стесняться – 50 км/ч по грунтовке – не предел, но в «Тигго 2» нет системы динамической стабилизации, так что в поворотах нужно рассчитывать лишь на собственный опыт.
Вожделенная кнопка.
Российские покупатели так настойчиво требовали отключаемую ESP, что ВАЗ был вынужден оснастить Lada Xray столь желанным дополнением. Мне отключать электронику, честно говоря, ни разу не понадобилась, хотя во время зимнего теста «Лады» я изрядно поездил по снежной каше. И наш «Иксрей», и французский «Степвей» уверенно имитируют работу межколесного самоблока, не сразу «рубят» обороты. Слишком сильная пробуксовка, особенно без полного привода – прекрасный способ окончательно «закопаться» там, где еще можно спокойно, враскачку, выехать из «засады».
Даже из диагонального вывешивания Lada Xray аккуратно вышел с первого захода без отключения электроники, а вот с Chery Tiggo 2, у которого системы динамической стабилизации нет вовсе, понадобилось немного повозиться. Хорошо что у «китайца» правильные свесы, защищенные прочным некрашеным пластиком, коснуться ими грунта не так страшно, как исцарапать нежный лакированный передний бампер «Лады».
Если уж назвали Lada Xray кроссовером – будьте добры сразу позаботиться о хорошей геометрической проходимости, а не обещать всякие «внедорожные концепты» с нормальными бамперами на московском автошоу. Передаточные отношения в КПП тоже надо выбирать тщательнее – мой не слишком искушенный бездорожьем ассистент, вообще-то хорошо знакомый с механическими коробками, не смог тронуться на «Иксрее» в небольшой скользкий подъем и с десятого раза, при этом с «Тигго 2» справился сразу.
Есть нюансы.
Клиренс Lada Xray, если измерять под металлической защитой моторного отсека – 195 мм, у Chery Tiggo 2 немногим меньше – 186 мм, но мотор снизу голый и там есть что повредить с первого же «захода» в колею, однако с этим недостатком легко справятся дилеры.
А вот как быть с передней стационарной проушиной, которую китайцы додумались приварить аккурат под шлангом радиатора кондиционера, непонятно. Вероятность повредить этот патрубок крюком или шаклом очень велика, так что лучше вытягивать «Чери» назад, сзади тоже стационарная буксирная скоба. У «Лады» со съемными проушинами таких проблем нет, главное – вкрутить заранее. В общем, если не принимать во внимание эти (хоть и весьма существенные) мелочи, Chery Tiggo 2 больше соответствует званию «кроссовера» благодаря удачной геометрии, но показать себя вне асфальта сможет лишь на хорошей резине и в умелых руках – как ни крути, любая противобуксовочная система, не важно, отключаемая или нет, лучше чем ее полное отсутствие, так что Lada Xray – тоже вполне себе «кроссовер», ведь с ESP из снежного перемета на парковке выехать куда легче, а большего от этих паркетников и не требуется.
ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ
ГОРОД
Lada Xray 1.8 MT***
Chery Tiggo 2 MT***
Небольшие габариты, довольно высокий клиренс, парковочные датчики, задние видеокамеры – все это упрощает жизнь в городском трафике обоим «кроссоверам». Главные недостатки Lada Xray – неинформативная педаль сцепления и не слишком комфортные для города передаточные отношения в МКПП, из-за чего работать рычагом приходится интенсивнее, чем хотелось бы. У Chery Tiggo 2 узковат сектор обзора парковочной камеры, а руль на парковке крутить тяжелее.
ТРАССА
Lada Xray 1.8 MT****
Chery Tiggo 2 MT***
Порог комфортной скорости Tiggo 2 – 110 км/ч, уже при 130 км/ч в салоне слишком хорошо слышен двигатель, ему подпевают шины и ветер в средней стойке. Шумоизоляция Xray лучше, мотор мощнее, поэтому при тех же 130 км/ч в нем тише и комфортнее. «Лада» очень не любит асфальтовую колею, к которой «Чери» относится более спокойно, в остальном конкуренты похожи – пустой в нулевом положении руль, мало информации в поворотах, хорошие крены при резких маневрах.
ГРЕЙДЕР
Lada Xray 1.8 MT****
Chery Tiggo 2 MT***
«Китаец» немного чувствительнее реагирует на крупные неровности, однако у обоих кроссоверов очень энергоемкая подвеска, позволяющая лихо гонять по грунтовкам. Вот только ABS китайского кроссовера срабатывает на грунте совершенно непредсказуемо, иногда пугая страшным скрежетом, ESP нет даже за доплату, а у «Лады» страхующая электроника есть даже в начальной комплектации.
БЕЗДОРОЖЬЕ
Lada Xray 1.8 MT***
Chery Tiggo 2 MT***
Главное достоинство Chery — хорошая геометрия, защищенные некрашеным пластиком свесы и колесные арки – у «Лады» этого нет, почти все под лаком, пердний свес длинный и низкий. Зато у «Иксрея» клиренс 195 мм и моторный отсек с металлической защитой. ESP «Лады» хорошо имитирует межколесную блокировку, при необходимости ее можно отключить.
КОМФОРТ
Lada Xray 1.8 MT****
Chery Tiggo 2 MT***
Китайцы сэкономили на микролифте водительского сиденья, при этом установили его под свой средний рост. В результате сидеть за рулем довольно удобно, но у тех, кто выше 180 см, взгляд упирается в верхнюю кромку лобового стекла. Приборка блеклая, шкалы с непривычной оцифровкой, при ярком дневном свете читаются плохо. Монитор медиаситемы тоже не отличается яркостью, меню на английском, русского перевода нет, впрочем и перводить почти нечего – все завязано на смартфон, который практически полностью, включая рабочий стол и навигацию интегрируется с медиасистемой. У «Лады» более традиционная медиасистема со встроенной навигацией, приборка и монитор ярче и четче. За рулем намного просторнее, есть хороший запас по высоте потолка, на втором ряду чуть свободней, лучше организовано пространство в багажнике.
РЕЗЮМЕ
Lada Xray 1.8 MT****
Chery Tiggo 2 MT***
Несмотря на удачный дизайн, неплохую начальную комплектацию и хороший набор опций в «топе», новый китайский кроссовер не имеет никаких шансов хоть чуть-чуть подвинуть Lada Xray и его предка Renault Sandero Stepway с пьедестала – цена Chery Tiggo 2 явно не соответствует происхождению.
Технические характеристики Chery Tiggo 2 MT 1.6 Lada Xray MT 1.8
Двигатель
Тип бензиновый, рядный, 4 цилиндра
Рабочий объем, см3 1497 1774
Макс. мощность, л. с. при об/мин 106/6000 122/6050
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 135/2750 170/3700
Трансмиссия
Тип привода передний
Тип КПП МКПП5
Подвеска
Передняя / задняя независимая/полузависимая
Тормоза
Передние / задние дисковые/дисковые дисковые/барабанные
Масса
Снаряженная, полная масса, кг 1290/н.д. 1250/1650
Геометрические параметры
Габариты:
длина, ширина, высота мм 4200/1760/1570 4165/1764/1570
Колесная база, мм 2555 2592
Дорожный просвет, мм 186 195
Размер шин 205/55R16 205/50R17
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч, с 14.5 10.4
Максимальная скорость, км/ч 170 185
Тестовый расход топлива, л/100 км
Смешанный цикл 7.5 7.5
Топливный бак, л 50 50