"Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут..." – так написал когда-то Александр Сергеевич Пушкин о дивной украинской ночи, и мы, вслед за великим русским поэтом, словно воочию видим эту ночь, хоть она и была воспета в стихах, а не в воссоздана в красках...
Передать же красоту украинской ночи на холсте довелось Архипу Куинджи.
Вы только посмотрите на это небо – бездонное и в то же время полупрозрачное... Словно чёрный плащ, нависает оно над деревней. Почему же нам кажется, что в него можно заглянуть, как в зеркало?..
Ночь только вступает в свои права... Небо, еще недавно залитое закатными красками, медленно окутывает тьма...
Где-то светит луна – она золотит белые стены хат и деревенскую дорогу.
Стоящие в середине тополя делят картину на две части. Они позволяют лунному свету разлиться с одной стороны, чтобы с другой низвести его до еле заметного мерцания.
Краски в картине насыщены до такой степени, что, кажется, в нее можно войти....
Была бы моя воля, я бы и правда вошла туда.
Я очень люблю такие вечера. Вечера, медленно и как-то по-волшебному переходящие в ночь...
Люблю, как небо теряет краски, как луна золотит окрестности.
Нужно сказать, что Архип Куинджи был художником-самоучкой. Он дважды пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, однако безрезультатно.
В 1868 году Совет Академии удостоил его звания свободного художника.
В 1875 году его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Во второй половине XIX века особенно популярным стал реалистический пейзаж – откровенно мрачный и пасмурный. Он откровенно описывал вопиющую бедность русской деревни.
Куинджи же занимало в природе другое, а именно: свет, цвет, видимый сквозь его призму, и их бесконечные сочетания.
Александр Бенуа называл Куинджи "русским Моне". Он считал, что для нашей живописи было необходимо появление именно такого художника: "...художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку".
Все это так. Однако, хотя Куинджи и походил на импрессионистов результатами своих работ, действовал он, тем не менее, методами совершенно другими.
В частности, свет он видел во всей его полноте, а не в виде солнечных пятен, световых фрагментов...
Архип Куинджи был подлинным мастером освещенности и цветовой гармонии.
И остался им до сих пор – в своих картинах.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: