Найти в Дзене
Заметки о живописи

Архип Куинджи. Украинская ночь

А. Куинджи. "Украинская ночь". (1876)
А. Куинджи. "Украинская ночь". (1876)

"Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут..." – так написал когда-то Александр Сергеевич Пушкин о дивной украинской ночи, и мы, вслед за великим русским поэтом, словно воочию видим эту ночь, хоть она и была воспета в стихах, а не в воссоздана в красках...

Передать же красоту украинской ночи на холсте довелось Архипу Куинджи.

Вы только посмотрите на это небо – бездонное и в то же время полупрозрачное... Словно чёрный плащ, нависает оно над деревней. Почему же нам кажется, что в него можно заглянуть, как в зеркало?..

Ночь только вступает в свои права... Небо, еще недавно залитое закатными красками, медленно окутывает тьма...

Где-то светит луна – она золотит белые стены хат и деревенскую дорогу.

Стоящие в середине тополя делят картину на две части. Они позволяют лунному свету разлиться с одной стороны, чтобы с другой низвести его до еле заметного мерцания.

Краски в картине насыщены до такой степени, что, кажется, в нее можно войти....

Была бы моя воля, я бы и правда вошла туда.

Я очень люблю такие вечера. Вечера, медленно и как-то по-волшебному переходящие в ночь...

Люблю, как небо теряет краски, как луна золотит окрестности.

Нужно сказать, что Архип Куинджи был художником-самоучкой. Он дважды пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, однако безрезультатно.

В 1868 году Совет Академии удостоил его звания свободного художника.

В 1875 году его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Во второй половине XIX века особенно популярным стал реалистический пейзаж – откровенно мрачный и пасмурный. Он откровенно описывал вопиющую бедность русской деревни.

Куинджи же занимало в природе другое, а именно: свет, цвет, видимый сквозь его призму, и их бесконечные сочетания.

Александр Бенуа называл Куинджи "русским Моне". Он считал, что для нашей живописи было необходимо появление именно такого художника: "...художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку".

Все это так. Однако, хотя Куинджи и походил на импрессионистов результатами своих работ, действовал он, тем не менее, методами совершенно другими.

В частности, свет он видел во всей его полноте, а не в виде солнечных пятен, световых фрагментов...

Архип Куинджи был подлинным мастером освещенности и цветовой гармонии.

И остался им до сих пор – в своих картинах.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Алексей Саврасов. Самая ранняя весна

Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу