Найти тему
Пыльный Чердак

Атомолет страны советов

Оглавление

В 1950-х годах США и СССР уже получили атомные бомбы. Но средства их доставки на территорию вероятного противника были несовершенны. Бомбы могли доставлять тяжелые бомбардировщики, которые были легкими целями для истребителей. Нужен был самолет, способный лететь быстро и очень долго.

Концепция самолета с атомным авиадвигателем возникла после того, как в США в 1954 году создали ядерную подлодку USS Nautilus. Спустя 4 года в СССР изобрели атомную субмарину «Ленинский комсомол», а в декабре 1959 года – атомный ледокол «Ленин». Если подлодка и ледокол на ядерном топливе реальны, то почему не сделать на нем самолет?!

Вдогонку за Америкой!

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» за сутки пути потреблял всего 45 граммов радиоактивного топлива, что равнялось нескольким тоннам керосина. Аналогичное потребление было и в подводных лодках. При этом сроки автономного плавания серьезно возросли, как и скорость субмарин.

Перспектива создания самолета на ядерном топливе была заманчива. Ведь до США путь не близкий, а учитывая грузоподъемность ядерных бомбардировщиков, никакого авиакеросина не напасешься. Проблему мог решить атомолет. По аналогии с дальним походом подлодки летательный аппарат с боеголовкой сутками мог патрулировать прилегающую территорию на скорости превышающей скорость звука.

Аналогично думали и американцы. Причем первыми разрабатывать атомолет принялись именно в США. В 1946 году Пентагон объявил конкурс по разработке самолета с ядерным двигателем. В качестве основы для будущего самолета выбрали тактический бомбардировщик Convair B-36 Peacemaker и переоборудовали под летающую лабораторию. Атомный реактор весом в 16 тонн упаковали в 14-тонную капсулу из свинца и поместили в задней части огромного бомбоотсека. От кабины экипажа его отсекало несколько дополнительных перегородок из свинца. Все эти меры должны были защитить пилотов от воздействия радиации.

Впрочем, летал самолет на обычном топливе, а реактор поднимали в небо, чтобы изучить влияние радиации в воздухе на системы навигации и связи и оборудование самолета.

Конструкторы КБ Мясищева обсуждают проект атомолета
Конструкторы КБ Мясищева обсуждают проект атомолета

В начале 1950-х советская разведка доложила в Москву об американских разработках в области создания атомолета. Как и в случае создания атомной бомбы, Советский союз оказался в роли догоняющего. Но лиха беда начало. 12 августа 1955 года Совет Министров СССР издал секретное постановление о начале работ и исследований в области создания ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ).

В Кремле считали, что уже через 20-30 лет боевые самолеты (по аналогии с атомными субмаринами) на ядерном топливе станут реальностью.

Разрабатывать атомолет поручили нескольким конструкторским бюро. И работа закипела!

Беспилотная громадина

Первый по степени готовности проект атомолета предложили в КБ Мясищева. За основу здесь взяли сверхзвуковой бомбардировщик М-60. Из-за «прожорливости» он не мог долго находиться в воздухе, а питание на уране могло бы решить эту проблему.

Характеристики атомолета впечатляли: скорость – 3000-3200 километров в час, дальность полета – 25 000 километров, потолок высоты – 20 000 метров.

Для обслуживания ядерного гиганта требовались специальные комплексы и взлетно-посадочная полоса шириной не менее полукилометра.

Моторы, поглощавшие атомную энергию, нужно было монтировать на самолет перед боевым вылетом, а после – демонтировать. Дозаправка, транспортировка пилотов, обвес амуницией – все предполагалось делать роботизированным оборудованием. Даже сейчас это трудноосуществимо. Что уж говорить о конце 1950-х?

При этом М-60 «фонил», выкидывая в атмосферу изотопы урана. В его реакторе было столько же урана, как в Чернобыльской АЭС. Из-за убийственной радиации экипаж должен был находиться в многослойной свинцовой капсуле массой 60 тонн. Наблюдать за системами и агрегатами летчики могли только через телевизионные, радиолокационные экраны и перископы. В итоге из-за всех «улучшений» общий вес самолета составлял 250 тонн. И это было серьезно проблемой!

Атомный реактор загружают в самолет
Атомный реактор загружают в самолет

Даже подъем и приземление с помощью перископов при том уровне техники были почти невозможны. Позднее инженеры выдвинули предложение сделать управление махиной дистанционным. По сути, это мог быть первый беспилотник весом 250 тонн! Но тут запротестовали военные. А что, если внештатная ситуация? Нет, экипаж должен быть обязательно. В итоге из-за возникших противоречий проект был закрыт.

На смену ему КБ Мясищева предложило более «компактный» М-30 с силовой установкой закрытого типа. Здесь ввиду «закрытого» реактора проблем с облучением пилота было поменьше. Проект оказался более жизнеспособен, чем предшественник, но и он не был реализован.
Так как прорыва в создании атомолетов не случилось, а ракетостроители радовали своими успехами,
в Кремле на время отложили вопрос с атомолетом.

Но сообщения разведки о том, что янки не забросили разработки атомных летательных аппаратов, вынудили правительство вновь обратиться к этой теме. Тем паче что в КБ Туполева эту работу не останавливали и получили обнадеживающие результаты.

Реактор размером со шкаф

АН-22 совершил 22 полета с ядерным реактором
АН-22 совершил 22 полета с ядерным реактором
  • Во-первых, туполевцы решили сосредоточить усилия не на сверхзвуковой, а на дозвуковой машине.
  • Во-вторых, за основу они взяли уже готовый самолет Ту-95. Правда, требовалось придумать, как поместить в него реактор. Ведь самый маленький из них был размером с дом.
«Ваш реактор похож на огромный дом. Так знайте же, что дома по воздуху не летают!» - в сердцах говорил ядерщикам глава бюро Андрей Туполев.

Возникла задача: как сделать вес и габариты реактора такими, чтобы он поместился в самолет. Среди физиков был объявлен конкурс на минимизацию установки, и один из проектов оказался удачным. Готовый образец немало удивил самого Курчатова, не сразу поверившего, что реактор может быть размером с небольшой шкаф.

Чтобы защитить экипаж от его радиации, в Ту-95 применили защиту нового типа: «сэндвич» из пятисантиметровых свинцовых плит с полиэтиленом и церезином (продукт переработки нефти).
За два месяца испытаний – с мая по август 1961 года –
атомолет на базе Ту-95 совершил на Семипалатинском полигоне 34 полета. И все они без ядерной тяги. То есть работающий реактор поднимали в воздух и смотрели, как ведет себя оборудование и приборы. Увы, несмотря на защиту, за два дня полетов летчики «нахватали» облучение в 5 бэр (сегодня сотрудники АЭС получают дозу в 2 бэр в год).

Конечно, был придуман вариант со сменой экипажа через 5-7 полетов, но все понимали, что полеты не безопасны. Хотя, с другой стороны, стало ясно, что создание атомолета вполне реально. Поэтому в КБ Туполева продолжили работу и стали разрабатывать атомолет будущего – Ту-120.

Летать на уране с боевым обвесом тот должен был уже в 1970-х. Но не полетел ...

Причиной стали два фактора.

  1. Ракеты, созданные в СССР, уже обеспечивали стабильную доставку боеголовок в любую точку мира.
  2. По данным разведки, в США прекратили работы над изобретением атомного бомбардировщика, а значит, и нам не было нужды тратить миллиарды на подобные разработки.

Последним проектом атомолета в СССР стал противолодочный Ан-22 «Антей». Работы над ним начались в 1965-м. По замыслу разработчиков, самолет мог много суток барражировать в океане над американской субмариной и в случае всплытия уничтожить подлодку. Уже готовый «Антей» с реактором совершил 22 полета и в отличие от предшественников не так «фонил». Хотя опасность заражения территории, в случае его крушения, по прежнему оставалась.
Проект добила разрядка в отношениях СССР и США, после чего наверху сочли, что никакой атомолет нам не нужен.

P.S

Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)