Найти тему
Мир мам: блог педиатра

Как правильно приучить ребенка к горшку – что нужно знать родителям

Оглавление

Важным аспектом воспитания ребенка является приучения к горшку и овладение малышом самостоятельными навыками опрятности.

С течением времени в педиатрии, казалось бы, устоявшиеся с течением времени взгляды на определенные ситуации и проблемы, связанные с развитием, воспитанием и здоровьем ребенка пересматривались. Именно это касается вопросов обучения ребенка опрятности.

Особенности и сроки приучения ребенка к горшку

В начале прошлого века в педиатрии рекомендовалось раннее обучение ребенка туалетным навыкам – в течение первого года жизни. И на сегодняшний день некоторые родители пытаются знакомить с горшком своего ребенка с 4 – 6 месяцев и многие даже отмечают явные успехи малыша в приучении к туалетным делам.
Но по современным представлениям приучать малыша к горшку только после достижения определенной зрелости:

  • физической;
  • психологической;
  • физиологической;
  • эмоциональной.

Важно, чтобы родители понимали, что приучение малыша к горшку и овладение самостоятельными навыками опрятности – процесс постепенный и зависит от многих факторов, поэтому индивидуальный и основная роль в этом процессе отводится ребенку. Начало обучения ребенка туалетным навыкам откладывается до того возраста, когда у малыша появляются определенные признаки готовности к обучению.

Начало обучения малыша туалетным навыкам необходимо начинать только когда ребенок способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации - примерно с полутора - двух лет.

До этого возраста процесс мочеиспускания происходит в форме игры и на уровне рефлексов. Поэтому происходят ситуации, когда вроде бы привыкший к горшку малыш отказывается или даже категорически отрицает высаживание на горшок, прячется, чтобы пописать или просто не понимает, зачем горшок (складывает в него игрушки, сидит как на стульчике, надевает на голову).

Поэтому приучение к горшку – это систематическая, терпеливая и последовательная работа с малышом готовым к получению навыков опрятности.

Когда надо начинать приучать ребенка к горшку
Контроль походов на горшок у ребенка регулируется центральной нервной системой. И процесс полного приучения малыша к туалету может быть начат и завершен у каждого ребенка в разное время – это зависит от зрелости нервной системы.

Любая модель приучения ребенка к принципам опрятности должна учитывать основные аспекты.

-2

К ним относятся:

  • физиологическая зрелость – способность самостоятельно сидеть, ходить, одеваться, раздеваться):
  • обратную связь с внешним миром – понимание и следование инструкциям взрослого;
  • внутренняя обратная связь – самооценка малыша, мотивация, желание подражать взрослым, идентифицироваться с близкими, независимость и самоопределение.

В среднем ребенок учится отслеживать позывы к мочеиспусканию к возрасту от девяти до восемнадцати месяцев. Если в этот промежуток удается высаживать кроху на горшок и наблюдать положительный результат. Это еще не говорит том, что ребенок полностью владеет контролем мочеиспускания. В большинстве случаев это происходит рефлекторно. В основном проситься на горшок малыши начинают от 1,5 до 2 лет.

С 2 до 3 лет начинает осознанно ходить в туалет и начинает чувствовать, когда пора освободить мочевой пузырь.

Главными этапами развития, когда родители могут ожидать успешного приучения крохи к горшку и планировать дальнейшие шаги:

  • с полутора лет малыши проявляют первые признаки готовности;
  • с двух лет необходимо начинать поэтапное обучение;
  • к 2,5 – 3 лет большинство детей может добиться полного контроля над естественными позывами днем;
  • к 4 годам – большинство малышей полностью завершают процесс обучения туалетным навыкам.

До четырех лет ребенок имеет право, заигравшись, намочить штаны.

-3

Ночные непроизвольные мочеиспускания тоже допустимы до четырех лет. От того, что ребенка начинают приучать к горшку с очень раннего возраста, процесс вряд ли ускорится. В подходящее для малыша время, навык будет усвоен гораздо проще и быстрее. Когда приучаться к горшку ребенок сам даст понять родителям.

Какие же признаки дают понять, что ребенок готов подружиться с горшком?

Признаки, которые указывают на готовность приучения ребенка к горшку:

  • ребенок научился снимать нижнюю часть одежды, в том числе памперс;
  • малыш демонстрирует свою независимость при помощи слова «нет»;
  • кроха отрицательно реагирует на мокрые штаны и остается сухим около 2 часов подряд и просыпается сухим после дневного сна;
  • дефекация происходит примерно в одно и то же время;
  • ребенок понимает, что значит пописать и покакать;
  • выражение лица или изменение положения тела, определенные слова сигнализируют о том, что малыш готов к мочеиспусканию или опорожнению кишечника;
  • малыш охотно садится на горшок;
  • ребенок охотно следует инструкциям взрослых.

Алгоритм приучения малыша к горшку

В первую очередь родителям нужно запастись терпением. Если малыш негативно реагирует на горшок, не стоит настаивать. Есть риск надолго отбить желание ходить по нужде в нужное место. Лучше пока повременить.
Как родителям, таки педиатру сложно в полной мере оценить степень активного негативизма  в каждый конкретный момент. Поэтому нужно проводить обучение постепенно, проявлять внимательность, доброжелательность, терпение и гибкость.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Этапы обучения

После того, как малышу исполниться 1 год 6 месяцев в его комнате появляется специальный стульчик с горшком, который представляется крохе как его «личный» стульчик. Пока малыш привыкает к его присутствию ему объясняют, что это тоже самое, что и взрослый унитаз.

-4

Каждое время в определенное время ребенка высаживают на стульчик, не снимая штанишки, иначе возможные неприятные ощущения могут помешать дальнейшему приучению. Пока ребенок сидит на стульчике мама находится рядом - читает ему, разговаривает. При этом ребенок в любое время может встать со стульчика, и никто не должен удерживать его.

Через неделю после начала приучения ребенка сажают на стульчик без подгузника в обычное время и не делают попыток удерживать его на горшке или подловить начало мочеиспускания или дефекации.

-5

Этот этап крайне важен – попытки удерживания крохи на горшке могут испугать его и заставить сдерживаться на последующих этапах. Не стоит торопиться.

Именно такое постепенно расширение границ обучения позволяет избежать излишних страхов от чего-то необычного и даже потери «части себя».

Таким образом, родители добиваются заинтересованности – затем можно высаживать кроху 2 раза в день.

Когда понимание со стороны ребенка совпадает к его желанием подчиниться воле родителей – можно во время высаживания стараться «подловить» стул или мочеиспускание, но при условии, что ребенок не сопротивляется этому.

После этого можно приступать к следующему этапу – с малыша на короткое время снимают подгузник и штанишки, стульчик с горшком ставят в комнату малыша и указывают крохе на его возможность справиться с этой задачей без посторонней помощи. При этом ребенку предлагают идти на горшок самостоятельно, когда ему захочется, но напоминать ему об этом время от времени.
-6

Когда малыш готов выполнить все требования без посторонней помощи – это становиться для него важным событием и в дальнейшем ребенок берет инициативу в свои руки и садится на горшок самостоятельно. В дальнейшем можно научить кроху самостоятельно снимать штанишки и это только способствует закреплению навыка.

Кроме этого на каждом этапе родители должны подчеркивать, что малыш добился успеха самостоятельно. При сбоях нельзя показывать огорчения, а наоборот подбадривать малыша. Часто такие неудачи заставляют чувствовать себя плохим, и только затягивает процесс приучения к опрятности – это в первую очередь нервная регуляция на достаточно высоком уровне созревания и взаимодействия всех органов и систем малыша.

Самое важное не торопиться и форсировать события – не переходить на следующий этап без достижения прогресса на предыдущем уровне обучения.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна