Найти тему

Развитие речи у ребенка – на что нужно обратить внимание

Оглавление

Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.

Правильная организация развития  звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).

В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.

Развитие речи у грудничка

Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.

После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.

С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.

-2

Гуление - это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.

С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.

При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.

С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.

Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:

  • с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
  • с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
  • с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.

В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.

Развитие речи у ребенка от года до двух  лет

На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:

  • увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
  • укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
  • научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.
-3

Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:

  • в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
  • во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.

Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.

 Возраст и речевые навыки

1 год – 1 год 3 месяца

однословные предложения, запас слов до 30

 1 год  6 месяцев

запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова

1,5 -2 года

появление фраз и двухсловных предложений

2 года

появление вопросов «Куда?», «Где?»,  запас слов 200 – 300

Развитие речи у ребенка от двух до трех лет

На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.

Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:

  • пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
  • активный словарь – слова, которые малыш может произнести.

К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.

-4

После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.

При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.

Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова  - ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.

О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.

В три года малыш может неправильно произносить звуки:

  • свистящие – С, З, Ц;
  • шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
  • сонорные – Р, Л.

Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.

Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет

Возраст и речевые навыки

3 - 4 года

Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.

Запас слов от 800 до 1000 слов.

Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков

4 - 5 года

Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.

Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа

5 - 6 лет

Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.

Запас слов – 2500.

Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду

6-7 лет

Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.

Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.

-5

Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи -  детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.

Родители должны знать, что 4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».

Но большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить - идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

Помощь специалиста нужна:

  • если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
  • если в 2 - 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
  • если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, а нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
  • если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
  • ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.
Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.

В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна