Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.
Правильная организация развития звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).
В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.
Развитие речи у грудничка
Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.
После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.
С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.
Гуление - это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.
С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.
При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.
С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.
Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:
- с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
- с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
- с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.
В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.
Развитие речи у ребенка от года до двух лет
На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:
- увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
- укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
- научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.
Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:
- в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
- во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.
Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.
Возраст и речевые навыки
1 год – 1 год 3 месяца
однословные предложения, запас слов до 30
1 год 6 месяцев
запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова
1,5 -2 года
появление фраз и двухсловных предложений
2 года
появление вопросов «Куда?», «Где?», запас слов 200 – 300
Развитие речи у ребенка от двух до трех лет
На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.
Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:
- пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
- активный словарь – слова, которые малыш может произнести.
К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.
После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.
При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.
Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова - ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.
О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.
В три года малыш может неправильно произносить звуки:
- свистящие – С, З, Ц;
- шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
- сонорные – Р, Л.
Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.
Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет
Возраст и речевые навыки
3 - 4 года
Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.
Запас слов от 800 до 1000 слов.
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков
4 - 5 года
Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.
Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа
5 - 6 лет
Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.
Запас слов – 2500.
Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду
6-7 лет
Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.
Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.
Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи - детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.
Родители должны знать, что 4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».
Но большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить - идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Помощь специалиста нужна:
- если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета, затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
- если в 2 - 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
- если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, а нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
- если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
- ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.
Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.
В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна