Найти тему

Почему опера непонятна большинству? Доступность оперы в истории

https://i.pinimg.com/564x/29/e8/26/29e8262a0a582f98dc89b2b9787aa2a8.jpg
https://i.pinimg.com/564x/29/e8/26/29e8262a0a582f98dc89b2b9787aa2a8.jpg

Здравствуй, дорогой читатель! В этой статье мы поговорим о том, кому было доступно искусство оперы раньше, в период Древней Греции и в Средневековье, а также ответим на вопрос, был ли разрыв между древней и современной оперой, и почему он произошел.

Предыдущая статья - Как выглядела древнегреческая опера?

Почему опера непонятна большинству людей? Доступность оперы в истории

Читатель по праву может задать вопрос: если форма выражения мыслей в музыкальной драме так же естественна, имеет такое же прошлое, как драма или, скажем, стихи, почему же добрая часть людей стихи понимает сразу, для того же, чтобы понять оперу, нужен некоторый опыт, можно сказать, подготовка?

Ответ на этот вопрос следует искать не столько в области истории искусства, истории музыки, сколько скорее в общественных взаимосвязях оперы.

Выражение мыслей в форме музыкальной пьесы на протяжении XVIII века представлялось феодальной знати, аристократам-меценатам совершенно естественным. Оперы писались для них, удовлетворяли их запросы, и каждый спектакль, — вспомним хотя бы венгерских герцогов Эстерхази, владевших сотнями тысяч хольдов земли, — игрался в их собственных театрах, причем широкая публика туда, конечно, не допускалась. На рубеже XVIII—XIX веков оперное искусство в его значительной части стало уже достоянием буржуазии. Опера-буфф, комическая опера, уже выдвигает на сцену героев из буржуазной среды, а великие патриотические музыкальные драмы XIX века воспевают патриотизм поднимающейся буржуазии, ее национальный подъем, революционный пафос.

Однако широким массам как в XVIII, так и в XIX веках мир оперного искусства был недоступен. Только в наше время рабочий класс, крестьянство, новая интеллигенция, победно проводящие культурную революцию, смогли войти в мир оперного искусства. Только сейчас рушатся стены, которые некогда защищали культурную монополию аристократии, а позднее буржуазии, скрывали от трудящихся масс замечательные произведения классических мастеров оперы.

Дети буржуазии, а еще раньше — аристократов, вместе с азбукой знакомились со знаменитыми оперными ариями, с наиболее известными музыкальными пьесами, позднее они получали обширные знания в области истории, мифологии, истории культуры, что в большой мере облегчало понимание музыкальных произведений.

Наши трудящиеся овладевают этим культурным оружием лишь сейчас, и, надо сказать, невиданными доселе темпами. Постоянно растущий интерес к культурному наследию, охватывающий все более широкие массы, свидетельствует о том, что великие сокровища оперного искусства становятся органической частью нашей культуры; новая публика, заполняющая в наши дни оперный театр, с неподдельным чувством внимает подлинным шедеврам. Наша новая публика с величайшим интересом и любовью признает замечательных мастеров реализма в музыке, с уверенностью можно сказать, что культ Моцарта, Бетховена, Верди, Эркеля, Мусоргского, Чайковского никогда не стоял столь высоко, как в наши дни. Новая публика, состоящая из людей труда, перед которыми открылись не только двери музыкального театра, но и широкая дорога к знаниям, служащим предпосылкой для понимания оперного искусства (через радио, хоровое пение, самодеятельные кружки, культмассовую работу, концерты на предприятиях, книги по истории культуры и т. д.), уже и сейчас легко усваивает, воспринимает своеобразный язык оперного произведения, а завтра это искусство будет для нее столь же необходимым, как хороший роман, интересный фильм, прекрасные стихи, вдохновляющая песня и все иные средства учения, самообразования, духовного обновления.

Почему между древней и современной оперой произошел разрыв? И был ли он вообще?

https://i.pinimg.com/564x/ec/3d/82/ec3d82c3d5f61edbaa66f34e6e6f8daf.jpg
https://i.pinimg.com/564x/ec/3d/82/ec3d82c3d5f61edbaa66f34e6e6f8daf.jpg

Однако возникает и другой вопрос, ответ на который дают исследователи истории музыки, а именно: как получилось, что между появлением музыкальной драмы античного мира и рождением оперы в современном смысле слова произошел разрыв почти в две тысячи лет? Если опера, музыкальная драма, как мы видели из сказанного выше, удовлетворяла культурные запросы в течение тысячелетий, то почему же она замолчала на долгие века?

На этот вопрос ответим вопросом: был ли в действительности перерыв в полторы тысячи лет? Исторические исследования подтверждают, что о таком «пробеле», о полном затишье в области музыкальной драмы не может быть и речи.

Как только в Средневековье сложилась своя идеология, появились и театральные представления с музыкальным сопровождением, темой которых были христианские легенды из Ветхого и Нового Завета. Место древнегреческой музыкальной драмы заняла христианская мистерия. В качестве примера упомянем религиозный спектакль во французском городе Анже. В нем рассказывается миф об Иисусе, включая в него и легенду об Иоанне Крестителе, вплоть до распятия и вознесения Христа. В мистерии можно найти почти все элементы театральных эффектов: трагические, комические, шуточные сцены, развитую бутафорию и сценическую технику, — и все это переплетается со средневековой музыкой. Мистерии, особенно в Италии, приобретают совершенно оперную форму. В некоторых из них встречаются даже вставные танцевальные номера. Выдающиеся итальянские архитекторы создают великолепное оборудование для сцены, и музыка в этих представлениях приобретает все более главенствующую роль.

На этом мы заканчиваем цикл статей, посвященный истории древнегреческой оперы.

Любите и понимайте искусство!

До новых встреч!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц