Депрессия имеет различные проявления, относительно возрастного периода, в котором она наблюдается.
У детей в возрасте 2-х и 3-х лет депрессия может сопровождаться такими признаками: задержка психики – интеллектуального и речевого развития.
Могут возникать проблемы с передвижением в пространстве, неадекватность в цикле сон-бодрствование, постоянно грустное выражение лица, частый плач, синяки, нанесение травм себе и так далее.
У детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет депрессия проявляется в таких же признаках, а также в дисфункциях сердечно-сосудистой системы, проблемах с дыханием, нарушениях сна и аппетита.
Наблюдается вялость, рассеянность, плаксивость, отсутствие игр, связанных с положительными эмоциями, любопытством и любознательностью.
Дети дошкольного возраста до 6-7 лет редко вербализуют свои чувства безнадежности, беспокойства или недовольства. Негативные эмоции и мысли трудно выразить словами детям этой возрастной группы.
Привычными для депрессивных проявлений в этом возрасте являются печаль, молчание, снижение деятельности, связанной с игрой и радостными занятиями.
Наблюдается потеря интереса к общению, взаимодействию с окружающими, склонность к беспокойству, неопределенные соматические проявления, раздражительность, плаксивость, боязнь, кошмарные сновидения.
В школьном возрасте картина депрессии становится более четкой и дифференцированной. Возникает подавленное настроение - дети в возрасте от 9 до 10 лет проявляют робость в настроении, скуку, чувство вины, обижают себя, чувствуют себя плохо, говорят робко, думают, что ничего не умеют, сравнивают себя со своими одноклассниками.
В этот возрастной период наблюдается снижение мотивации в сфере учебной деятельности и социальной активности. Значительно снижается успеваемость в школе.
Агрессивное поведение может наблюдаться по отношению к одноклассникам, учителям, родителям, братьям/сестрам. Часто возникают проблемы со сном, аппетитом, самооценкой.
В возрасте от 12 до 16 лет депрессивные симптомы напоминают симптомы у взрослых. Их настроение обычно не соответствует обстоятельствам жизни.
Они не ходят в школу, но не возвращаются домой, а бродят по улицам. Они теряют интерес ко всему - даже к компьютерам и играм, которые ранее поглощали их время.
В течение этого возрастного периода часто наблюдается антисоциальное поведение, употребление алкоголя и / или наркотиков, агрессивное поведение. Подростки уединяются, избегают крупных компаний друзей и сверстников. Они часто закрываются в комнате.
Депрессия у детей отличается от простого "плохого настроения" и ежедневных эмоциональных всплесков, которые часто наблюдаются в жизни детей.
Если ребенку грустно, то это не обязательно означает, что он подавлен, но если эта печаль постоянная, ежедневная, то это состояние может перерасти в депрессию.
Когда ребенок ведет себя провокационно, и это влияет на его повседневную социальную деятельность, его интересы, работу в школе или семейную жизнь – можно предположить, что у ребенка проявляются депрессивные симптомы.
Депрессивные симптомы в развитии ребенка проявляются в его поведении. Вот почему любое изменение, которое замечают родители, может быть для них "сигналом".