Ответ на поставленный в заглавии вопрос кажется очевидным. Конечно же, на турецком. Более продвинутые читатели парируют - нет, не на турецком, а на османском. Давайте разбираться.
Как известно, недавно Президент Турции, Эрдоган, выступил с инициативой ввести в средней школе обязательное всеобщее обучение османскому языку. Чем вызвал волну критики со стороны и блюстителей чистоты турецкого языка, и со стороны ревнителей наследия Ататюрка.
Эрдоган гневно парирует критику - современные турки ведь не могут даже прочесть имена своих предков на кладбище. И, действительно, современный нам турецкий язык мало сход с тем языком, который ранее назывался османским, и тем более не походит на те языки, на которых говорили многочисленные народы, населяющие Османскую империю на протяжении семи веков.
Итак, оказывается, что первый словарь современного турецкого языка появился лишь в 1934 году. А языковая реформа, инициированная Ататюрком в 1928 году, по факту потрясла послевоенную страну до самых основ. Ведь изменения коснулись практически всего - был принят за основу латинский алфавит, а из употребления выкидывались все «заимствования» из соседних персидского и арабского языков.
А с учетом того, что в основе османского языка как раз и был персидский, то получилось, что Ататюрк и вправду стал отцом для совсем новой нации.
Но вернёмся к османскому языку. История показывает, что и он был для Турции образца реформ танзимата (1839 -1878 годов) чем-то чужеродным. Во всяком случае языком межнационального общения для народов Османской империи он так и не стал. Да, этот язык наиболее близкий к персидскому был близок для турецкой элит, но не для простых людей, продолжающих разговаривать на вариациях тюркских языков, на греческом, на армянском, на славянском, на арабских языках...
И ещё один интересный факт. Ещё в XVII веке для послов из Москвы или Польши в Константинополе не требовались услуги переводчиков: славянский язык был в общем употреблении. К примеру, в суды без знания славянского языка ходить смысла не было.
И, как следствие, не могут не возникнуть вопросы и к традиционной истории- а было ли втордкния сельджуков в Византийскую империю, а было ли падения Царьграда в 1453 году, а был ли ислам доминирующей религией в Османской империи до 17 века...?