Сразу предупреждаю: сегодняшняя история выглядит чертовски неправдоподобно, но она была. И я был одним из участников того события вместе с шахтёрами в центре и справа на фото ниже.
Мы частенько перекидывались в картишки, когда ехали в пассажире перед началом смены и после работы. Играли в «дурака» на две тройки: в одной команде три человека и в другой команде тоже три человека. Вся колода в 36 листов уходила по рукам, последняя карта, по масти определяющая «козырь», доставалась раздающему. Особый шик был не в том, чтобы обыграть другую команду (хотя это тоже важно), но при этом повесить «погоны». Сначала шестёрки, потом семёрки ну и так далее по возрастающей – как повезёт.
Временами высокое начальство шахты боролось с картёжниками – забирали карты под предлогом якобы азартная игра отвлекает шахтёров от работы. Мы особо не расстраивались и назавтра приносили другую, новенькую колоду карт, всё также продолжая играть в «дурака». Ну не в домино же «рыбу» забивать?! Начальники участков конфискацией не занимались и бывало, что с интересом наблюдали за игрой – кто кого обхитрит.
Однажды сели привычно в вагон и начали играть одна бригада против другой (в нашем звене три человека и у наших «противников» в звене тоже три человека – полный комплект на раздачу всей колоды карт). С самого начала игра пошла азартно и ровно – «погоны» вешали друг другу попеременно и, пока доехали до места, успели обоюдно дойти до «десяток». То ли машинист ехал быстро, то ли дорога была коротковата, однако «картинки» никому из нас прилепить не удалось. Пообещали друг другу на обратном пути после смены ситуацию исправить и повесить вальтов.
По уклону спустились до своего штрека, дошли до разрезной печи. Тут наши пути расходились: наш забой прямо метров 300, другая бригада сворачивала в печь. И что-то нас «заклинило» – не откладывая на потом, решили продолжить игру и раскинуть ещё партейку, попытать счастья повесить вальтов на «погоны». Чужие здесь не ходят (выработки тупиковые), с уклона нас не видно. В случае чего, если появится на горизонте свет, успеем убрать карты и разбежаться по своим забоям. Горный мастер в карты не играет, поставили его смотрящим по сторонам – следить за атасом.
Сели на почву, постелили газету вместо импровизированного стола, раздали карты. Первая партия неудачная – ничья. Вторая уже получше – победа одной бригады над другой, но «погоны» повесить не получилось; значит, не считается. Продолжаем игру. Раздавали несколько раз, пока наконец-то получилось повесить вальтов. Проигравшие руками машут:
– Ещё партию, сейчас отыграем и вам вальтов прилепим!
Горный мастер подначивает:
– Шанс дайте отыграться! Ещё разочек можно!
Продолжаем играть и вторая бригада получила вальтов. Ну теперь надо дам вешать. После дам пошли короли и вот дошли до тузов. В ходе азартной игры вскоре легли на «погоны» все четыре туза. И тут вроде бы не грех отыграться и ответно повесить тузов, но в этот момент мы почувствовали на себе пристальный взгляд. Посветили в сторону уклона и... замерли – в десяти метрах с выключенным светом стоял наш начальник участка и тихо наблюдал за нами. Так грубо мы ещё ни разу не прокалывались и что теперь делать, вообще не понимали. В пылу азарта мы не заметили свет вдалеке, его проморгал и горный мастер.
Начальник включил свет (теперь более нет надобности прятаться), подошёл к нам:
– Наблюдаю за вами, когда вы дамы вешали. Интересно стало – а до тузов дойдёте? Дошли! Молодцы! А теперь слушайте новые правила – если кто не сделает наряд, накажу всех.
Наспех собрав карты, мы разбежались по своим забоям. Впрочем, та смена далась легко обоим бригадам – не было никаких накладок, срывов, простоев. Мы рубили комбайном, наши «противники» проходили выработку на отпалку. К концу смены с нарядами был полный порядок. Начальник сдержал своё слово – никого не наказал, о нашем косяке ни разу никого не упрекнул и вообще о нём никогда не вспоминал.