Несмотря на нестихающие споры о заимствованиях советскими дизайнерами западных идей, эстетика и комфорт повседневной жизни советского человека определялись вовсе не западными конструкторами и дизайнерами. В силу особенностей советской системы (прежде всего закрытости страны) ее создавали исключительно советские специалисты. В этих предметах сложная и противоречивая эпоха в ее обыденности и самобытности. Я оставлю все эти споры специалистам, но для себя определю несколько важных пунктов:
1. Дизайн как профессиональный вид деятельности возник в ХХ веке в США во время Великой депрессии для стимулирования продаж. Но стилистику века, на которой собственно и встал дизайн, заложили в Европе. И Россия тут сыграла ключевую роль. Прежде всего Малевич (поэтому за границей на вопрос "каких вы знаете русских художников?" в первую очередь называют, как правило, Малевича и Кандинского. Кандинский долго жил за границей, преподавал там, его знают естественным образом. А вот Малевич даже не выезжал туда. А все равно знают именно его. Потому что своим редким стилеобразующим талантом оказал большое влияние на предметную эстетику в мире).
2. Заимствования в художественном проектировании в первой половине века в СССР не считались чем-то крамольным. Даже наоборот - к ним стремились. Но во второй половине самобытный советский дизайн делает большие успехи. Возникает НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ) с его экспериментальными площадками, а также специальные художественно-конструкторские бюро. Все это стало базой для больших достижений.
3. В 1977 году директор ВНИИТЭ Юрий Соловьев избирается президентом Международного совета организаций по промышленному дизайну. Без признания высокого уровня советского дизайна мировым профессиональным сообществом это избрание было бы невозможно.
Итак, эпоха:
И немного декоративно-прикладного искусства: