Найти тему

Доспехи уровня "MAX". Матчасть – 19.

Император Максимилиан I Габсбург
Император Максимилиан I Габсбург

В продолжение статьи https://zen.yandex.ru/media/id/5d897a145eb26800b11dbe16/gotika-matchast-18-5da770927cccba00c2f3f1d4

«Без сомнений, максимилиановский доспех явился вершиной развития средневекового защитного снаряжения. Более удачной конструкции для противостояния холодному оружию придумать было невозможно».

Этими словами книге «Всадники войны. Кавалерия Европы» открывается раздел посвященный максимилиановскому доспеху. И вынося их в заглавие, я готов подписаться под каждым из них.

В конце XV - начале XVI вв. происходит объединение двух ведущих доспешных школ Европы: немецкой

Характерная деталь немецкой брони - тяготение к резким перегибам. Здесь они уже достаточно округлены, но все еще видно влияние кастенбруста.
Характерная деталь немецкой брони - тяготение к резким перегибам. Здесь они уже достаточно округлены, но все еще видно влияние кастенбруста.

и итальянской.

Обратите внимание на характерную черту итальянской брони: ассиметрия левой и правой половин
Обратите внимание на характерную черту итальянской брони: ассиметрия левой и правой половин

Этот сплав идей порождает так называемый «максимилиановский доспех» - непревзойденную броню всех времен и народов.

Который несмотря на наименование не имеет непосредственного отношения к Максимилиану I Габсбургу.

В литературе принято относить к максимилиановскому доспеху рифленые латы XVI в., однако в этом столетии даже в Германии использовались доспехи с гладкой поверхностью, а за ее пределами они и вовсе преобладали. Поэтому я буду понимать под обозначением "максимилиановские доспехи" все полные рыцарские доспешные комплекты этого столетия.

Максимилиановская кираса первой половины XVI столетия имела округлые выпуклые формы. Итальянские экземпляры отличала неравномерная выпуклость профиля:верх был уплощен, а низ выпукл.

Итальянская кираса слева. Казалось бы причем тут средиземноморская диета?
Итальянская кираса слева. Казалось бы причем тут средиземноморская диета?

Нагрудник и наспинник были цельными. Наспинник на боках заходил под нагрудник. Пластины накладывались на ожерелье и не смыкались на плечах, они соединялись при помощи поясного ремня и наплечных лямок, проходящих поверх латного ворота. Помимо кирасы на ожерелье опирался так же шлем.

Таким образом, вес всего доспешного комплекта посредством ожерелья и приталенной, опирающейся на бедра формы рационально распределялся между тазом и плечевым поясом – теми частями тела, которые наиболее приспособлены выдерживать нагрузки. Для более комфортной посадки доспеха рыцарями в XVI в. употреблялись дополнительные стеганные пояса и воротники.

Данный комплект хранится в Эрмитаже. Вес человеческого доспеха - 18 кг, это тот самый неподъемно тяжелый доспех, о котором так любят рассуждать безграмотные люди. Причем рост всадника 177, отминусовав несколько см от купола, получим среднестатистический рост сегодняшнего мужчины.
Данный комплект хранится в Эрмитаже. Вес человеческого доспеха - 18 кг, это тот самый неподъемно тяжелый доспех, о котором так любят рассуждать безграмотные люди. Причем рост всадника 177, отминусовав несколько см от купола, получим среднестатистический рост сегодняшнего мужчины.
Вес доспеха для коня около 29 кг.
Вес доспеха для коня около 29 кг.

Кираса имела прямой верхний край, на нагруднике он снабжался мощным, иногда оформлявшимся в виде витого жгута, валика, служившего предохранительным бортиком предотвращавшим поражение горла соскользнувшим острием оружия противника. Наспинник имел неглубокую ложбинку между лопатками. Продолжали использоваться подвижные вставки в проймах нагрудника. Если поверхность кирасы имела рифление, то как правило по краю пластин оставлялась гладкая полоса.

В Италии в первой четверти XVI в. широко применялись кирасы с большой выпуклость в нижней части нагрудника, с начала второй четверти столетия более популярным становится плоский панцирь с небольшим гребнем. В 40 -х гг. он удлиняется, позднее панцирь приобретает нечто вроде складки, напоминавшей в профиль живот тучного человека свисающий через ремень. Спереди этот выступ был клиновидным.

Тапуль
Тапуль

В Германии после 1530 г. на нагрудниках появляется небольшой срединный гребень и слабо выраженный тапуль. (панцирь в виде стручка гороха, тапуль-бруст) В следующем десятилетии тапуль как бы наклоняется в перед и увеличивается в размерах. Впрочем, в Германии использовались и схожие с итальянскими моделями кирасы с плоской верхней частью и складкой внизу живота. Кирасы с таким выступом употреблялись до 1600 г.

-9

Примерно со второго десятилетия и до последней четверти XVI века, рыцари усиленно задумывались о демографии, что привело к появлению и широкому использованию такой детали снаряжения как гульфик, который походил на современную раковину для защиты паха и подбивался изнутри ватой.

-10

В начале второй четверти XVI в. появляются ламинарные конструкции кирас, которые Блэр именует "анимэ", а Бехайм "рак". Хотя надо оговориться, что немец относит их появление к началу XV в., но отмечает, что широкое распространение они получают к 1520 гг. Однако он не приводит изображений такой конструкци датированной XV в., а мне ни разу не доводилось видеть столь ранний образец или слышать о таком из других источников, поэтому я присоединяюсь к точке зрения Блэра, предполагающего появление "анимэ" в 1530 г. Относительно родины конструкции оба автора называют Италию.

Ламинарные кирасы имели перекрытие полос снизу вверх. Если кираса была полностью собрана из полос она называлась "цельнорак", если же набор был только в нижней части, а верхняя прикрывалась цельной пластиной ее называли "полурак". Наспинник имел устройство аналогичное нагруднику.

Ламинарная конструкция продолжала использоваться как минимум еще в первой четверти XVII, в Эрмитаже хранится Богемский экземпляр такого панциря датированный 1610 - 1620 гг.

В последнюю четверть XVI в. была в ходу особая конструкция кирасы. Она имела цельный наспинник, к которому на боках при помощи петель прикреплялись левая и правая половины нагрудника. Створки нагрудника соединялись спереди крючками и запонками. Обычно такая кираса была стилизована под гражданский жилет.

От латной юбки в XVI в. как правило, оставлялась только передняя половина. Она была короткой и могла заходить под кирасу или укрепляться поверх нее. Юбка снабжалась тассетами, которые могли выполняться в виде отдельных цельных пластин и подвешиваться к ней на ремнях, либо быть несъемным продолжением юбки имевшим ламинарную конструкцию. Край тассет мог быть ровным или же скругленным. После 1510 г. тассеты приобрели тенденцию к удлиннению и примерно в начале второй четверти века достигаю колена, немного позднее к ним стали крепить наколенники. Постепенно длинные тассеты вытесняют из употребления набедренники.

Существовали варианты тассет из нескольких съемных сегментов, позволявших широко варьировать их длину.

Теперь скажу несколько слов о гофрировке максимилиановского доспеха. В отличие от "готического" предшественника он может покрываться гранями практически по всей поверхности. Фолкс, Куркин и авторы книг "История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей" "Всадники войны. Кавалерия Европы" полагают, что рифление

  • во - первых делало пластину боле жесткой,
  • во - вторых снижало эффективность укола.

Если с первым утверждением я согласен, поскольку грани действительно в некоторой степени способствуют повышению прочности, в этом можно убедиться сложив "гармошкой" лист бумаги, то второе не соответствует действительности.

Вот, что пишут авторы книги "Всадники войны. Кавалерия Европы":

"Кроме того, конелюр между гранями имел полукруглое сечение. Вогнутая дугообразная поверхность должна была в большинстве случаев нарушать направленность вектора укола, смещая в сторону движения острия. Простая гладкая выпуклая пластина далеко не всегда могла заставить соскользнуть вражеское оружие. Дискретная же поверхность повышала устойчивость против укола многократно".

Вот оно преимущество коллективного разума! В одиночку до такого додуматься невозможно!

Представим себе ситуацию, когда наконечник копья, которое в XVI в. удерживалось с переносом влево от конской головы, под углом сталкивается с рифленой поверхностью нагрудника. Вогнутая дугообразная поверхность действительно нарушает направленность вектора укола, вместо того, что бы дать наконечнику копья соскользнуть, грани улавливают острие и обеспечивают приложение усилия сообщаемого копью в наиболее уязвимом участке - дне конелюра.

На мой взгляд сплошное рифление было всего лишь экспериментом. Создатели стремились за счет граней достичь предельной жесткости пластины для противостояния ударно - раздробляющему оружию и пулям. Однако 20 - 30 летний опыт показал, что защита, обеспечиваемая гладкой поверхностью за счет высокой отражающей способности надежнее защиты предоставляемой гофрированной за счет прочности. Поэтому в дальнейшем нагрудник элитных, созданных в соответствии с передовыми технологиями, доспехов, совершенствуется по пути оптимизации расположения плоскостей, с целью обеспечения пластине наибольшей отражающей способности. Например, появляется тапуль - выступ пирамидоподобной формы, или та же "складка" внизу живота.

Завершая эту статью, я тем самым завершаю и хронологическую последовательность рассказа о конструкциях доспехов. Однако разговор о доспехах еще не окончен. Впереди статьи о мягких доспехах - самых распространенных доспехах в мире, а так же о защите конечностей. Подпишитесь, что бы не пропустить.

Картинки заимствованы у Яндекс Картинок. Но не все, часть была позаимствована из отличной книги "Всадники войны. Кавалерия Европы".

Плодитесь и размножайтесь! Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки,

ну и если желание поблагодарить автора нестерпимо, шлите Алебардисту копеечку на вино и куртизанок.

Ну, а если с деньгами туго, то хотя бы сделайте репосты в соцсетях! И вам не трудно, и мне приятно!

Яндекс кошелек 4100110526699385